Чупа-чупс - конфета на палочке с непривычным для русского уха названием начала завоевывать мир еще до падения советского "железного занавеса". Но открытие рынка стран соцлагеря позволило ей поставить личные рекорды продаж, превысившие на рубеже веков 400 млн долларов. Мало кто знает, что к появлению этого изделия приложил руку сам Сальвадор Дали.
В середине прошлого века в испанской Барселоне конфету посадили на палочку. Идея весьма проста, и на наших просторах когда-то продавались леденцы на палочках в виде красных петушков. Однако есть человек, который сумел сделать на этом миллионы, и зовут его Энрике Бернат.
Будуший предприниматель появился на свет 89 лет назад, 20 октября 1923 года, в каталонском городе Барселона. Сын владельца крупной кондитерской компании и внук основателя Granja Asturias S.A. пошел по проторенной предками дорожке, занявшись сладким бизнесом на заводе по производству яблочного джема, который был основной многочисленных кондитерских изделий фирмы.
Читайте также: Фридрих Байер, идущий в ногу со временем
Официальная фирменная мифология гласит, что Бернат увидел мать, ругавшую своего ребенка за испачканные растаявшей конфетой руки. Якобы тут его и проняло... Бернат понял, что все эти годы они занимались непонятно чем, выпуская конфеты, которые были неудобны для основного контингента потребителей - детей. С этого момента он решил сделать ставку именно на детей.
Для этого Энрике полностью поменял стратегию своей компании. Вместо двухсот различных сладостей и конфет он решил выпускать всего один вид - карамельки.
Конфета Энрике помещалась на палочку, которая первоначально была деревянной, а теперь ее производят из пластика. Нынешний "Chupa Chups" в своей первой версии назывался "GOL" из-за сходства с футбольным мячом и популярностью этой игры в Испании. Однако затем рекламщики, не мудрствуя лукаво, решили обратиться к физиологии и не ошиблись...
Еще по теме: Якокка: легенда менеджмента и отец "Мустанга"
Конфета получила наименование Chups. В испанском языке есть слово chupar, которое переводится с испанского как "сосать". То есть авторы из нейминговой компании прямо предложили "пососать сосалку" и добились успеха. Со временем название конфеты стало наименованием фирмы.
Первоначально у "сосучки" было семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Постепенно увеличилось число вкусовых вариаций по мере роста популярности леденца, менялись также его размеры. Чтобы любящие мамаши могли запихнуть сладкую химию в ротики самых юных несмышленышей.
Кроме броского названия конфете на палке нужен был и привлекательный дизайн. Узнаваемость обертки "чупса" связана с талантами художника Сальвадора Дали.
Именно этому раскрученному персонажу в 1961 году предложил поработать над сосательным дизайном Энрике Бернат. Дали, знаменитый своими ассоциативными рядами, действовал в своем стиле, увидев в палке стебель, а в самой конфете - бутон. Примерно через час он предложил заказчику с ромашкой "Чупа Чупс". Это изображение в модифицированном виде используется и сейчас.
Это интересно: Билл Гейтс - революционер, программист и толстосум
Прежде чем прорваться на такой рынок как США, "чупа-чупс" обкатывался на азиатских рынках, куда он пришел в 70-е годы. Еще одной неплохой маркетинговой уловкой стало требование производителя размещать конфеты на виду у детей. В магазинах их рекомендовалось помещать сразу возле касс, чтобы провоцировать малышей, которым любящие родители обычно не отказывают. Тогда же появились специальные подставки для этих конфет.
В 1991 году Энрике передал контроль над Chupa Chups своему сыну Хавьеру, а 27 декабря 2003 года он скончался. Его сосательная империя S.A. Chupa Chups живет и сахарится, став, впрочем, частью бизнеса корпорации Perfetti Van Melle.
Выпускаемая компанией продукция, мягко выражаясь, совсем не полезна для здоровья детей, но по-прежнему пользуется спросом. К концу первого десятилетия "чупа-чупсов" нашего века продавалось без малого на миллиард долларов в год.
Читайте еще: Уильям Боинг - человек и самолет!
Ныне порядка 50 видов чупа-чупс продаются в 170 странах мира. Кроме того, сосательная империя выпускает шоколадные яйца, бисквитные рулеты и прочие кондитерские изделия.
К слову, чупа-чупс был в авангарде западного бизнеса, хлынувшего в СССР в преддверии демонтажа страны. Завод по их производству сосательных шариков на палочках был открыт в 1989 году под Ленинградом.