Министерству транспорта поручено изучить вопрос о привлечении на рынок РФ авиаперевозок иностранных лоукостеров. Полеты иностранцев внутри России запрещены Воздушным кодексом, российские перевозчики тоже не могут летать по внутренним линиям ЕС. Инициаторы предлагают удешевить перевозки для россиян и отменить таможенные пошлины на Boeing-737 и A320.
Вопрос о возможном привлечении иностранных лоукостеров в Россию обсуждался правительственной комиссией по вопросам конкуренции и малого и среднего предпринимательства. Свои предложения высказывали Минтранс, ФАС и Минэкономразвития.
Читайте также: Как тяжко быть лоукостером
Напомним, что первый опыт функционирования в России лоукост-перевозчиков оказался неудачным. Осенью прошлого года прекратила полеты компания "Авианова". Бюджетный российский перевозчик вышел на рынок в августе 2009 года. Ее акционером является российская компания "Луч" (51% акций), в которой, в свою очередь, мажоритарный пакет принадлежит структуре "Альфа-групп" - компании "А1", а миноритарный пакет - американскому инвестфонду Indigo Partners (49% акций).
Флот компании состоял из пяти воздушных судов AirbusA320. По итогам восьми месяцев 2011 года компания заняла 12-е место по количеству перевезенных пассажиров - 866 тысяч человек.
Финансовые проблемы у "Авиановы" начались еще летом 2011 года. Комиссия Росавиации продлила сертификат эксплуатанта авиадискаунтера "Авианова" на один год. "Акционеры авиакомпании предоставили кредитную линию для погашения долгов", - пояснило ведомство.
Еще по теме: Россия ждет дешевого авиаперевозчика
В начале октября "Авианова" пожаловалась на кризис ликвидности, признав долги по лизинговым платежам за самолеты Airbus 320. Тем не менее, 5 октября "Авианова" подала в Росавиацию заявление о прекращении операционной деятельности с 10 октября 2011 года. Финансировать проект отказался один из акционеров - американский совладелец Indigo Partners.
Выход лоукостера требует значительных затрат. По мере наращивания объемов перевозок компания достаточно долгое время может работать в ноль, не принося доходов инвесторам и отрабатывая большие первоначальные вложения. Не все компании способны пройти первые два этапа. "Авианова" не сумела одолеть второй из них.
Еще одна позиционировавшая себя как бюджетного перевозчика компания Sky Express начинала как лоукостер, но уже спустя год-два летела по стандартным ценам.
Это интересно: Не хочешь лететь - заплатишь
При этом в "Аэрофлоте" осенью прошлого года заявили о том, что создание авиадискаунтера является отдаленной перспективой и возможно после внесения поправок в законодательство.
"Основная характерная черта лоукост-перевозчиков - это низкие операционные затраты, которые достигаются за счет отсутствия дополнительных сервисов на борту, оптимизации маршрутов, позволяющих минимизировать время самолета на земле и стоимость его обслуживания, полеты в отдаленные аэропорты или слоты в аэропортах, которые пользуются наименьшим спросом и отличаются более низкой ценой. Кроме того лоукостеры обычно заказывают самолеты, комплектация которых предусматривает большее количество мест, чем обычно, чтобы максимально использовать воздушное судно", - отмечает в комментарии Bigness. ru начальник аналитического отдела ТКБ Капитал Мария Кальварская.
Летом текущего года Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития и Минпромторгу рассмотреть возможность введения нулевых ввозных таможенных пошлин на импорт в России пассажирских самолетов на 72 места "пока мы не наладим выпуск самолетов подобной вместимостью".
Читайте еще: Россия устремилась в "открытое небо"
Теперь с предложением отменить таможенные пошлины на Boeing-737 и A320 в моноклассовой комплектации салона (180 и 190 кресел соответственно) выступает и ФАС. Повод - создание привлекательных условий для лоукостеров. Кроме того, для авиадискаунтеров ФАС предлагает отменить норму о минимальном количестве воздушных судов - не менее восьми самолетов с количеством пассажирских мест более 55. Та же "Авианова" начинала с двух самолетов.
В качестве мер, создающих необходимый бизнес-климат для работы лоукостеров, также предлагается, изменить минимальные нормы бесплатного провоза багажа и создать возможность отказа от включения в тариф питания и напитков.
Обсуждается также возможность введения так называемых "невозвратных" билетов. Причем ФАС предлагает внедрить такую практику на любых международных маршрутах, а также на внутренних маршрутах, если их обслуживает не меньше трех перевозчиков.
Читайте: Кто будет доминировать в русском небе?
Эксперты рынка видят основную причину невозможности применения low-cost модели в России в наличии НДС, высоких расходах на аэропортовые сборы и навигационное обслуживание, нагрузку на фонд оплаты труда и прочими отчислениями.
Рассуждения госмужей о привлечении иностранных лоукостеров, вместо развития своих собственных в условиях широкого присутствия в отрасли государства, могут свидетельствовать о полной управленческой импотенции или же лоббизме интересов, не имеющих ничего общего с национальными...