Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет оценивать организаторов аукционов по продаже наружной рекламы на предмет ограничения ими конкуренции. Скоро в стране пройдут массовые торги на рекламные места на улицах городов, однако вместо жестких критериев, обеспечивающих допуск к торгам малых компаний, ФАС предпочла ограничиться рекомендациями.
В пятницу антимонопольщики провели встречу с представителями отрасли. Жаловаться было на что. На минувшей неделе в Казани были приостановлены аукционы по решению суда, наложившего обеспечительные меры в связи с иском одной из фирм, посчитавшей аукционную документацию противоречащей законодательству. Ситуация вызвала резонанс, так как в нынешнем году в Казани резко снизили число щитов в историческом центре, а кроме того в середине сентября закончились контракты до 98% рекламных конструкций.
Читайте еще: Реклама на эшафоте власти
На конкурсе в Москве, как считают некоторые операторы рынка, были выставлены лоты и требования, которые недоступны для средних игроков. На конкурс 6 сентября были выставлены 7,705 тысяч стендов по более чем 2,5 тысячам адресов в Москве со стартовой стоимостью в 700 миллиона рублей при шаге аукциона в 3,5 миллионов рублей. Аукцион был перенесен на 2 ноября без особых изменений в размере лота - выставлено 7,238 тысяч стендов. При этом победитель должен восстановить или отремонтировать все эти рекламные конструкции. Участники рынка предполагают, что аукцион под кого-то написан. И речь идет не о маленькой компании.
О необходимости создания условий для участия средних и малых компаний в торгах задумались в ФАС. В ведомстве рассудили, что для обеспечения рыночной доли некрупных предприятий необходимо осуществлять дробление лотов. Их можно разделить на мелкие лоты, (включающие до 1% от всех рекламных конструкций, но не более пяти), средние (от 1% до 10%, но не более 50 конструкций), крупные (от 10% до 35%, но не более 150 конструкций).
Однако никаких устанавливающих документов на этот счет в ФАС решили не выпускать и ограничиться рекомендательными письмами. Пока же антимонополизм действующего закона о рекламе ограничивает участие в торгах компании, которая контролирует долю рынка более 35%.
Еще по теме: Рекламный рынок замедлит рост
"Но ФАС решила пока не регламентировать конкретными цифрами количество рекламных конструкций в лотах и пока не указывать единые нормы для всех городов, хотя ведомство все равно опишет подходы и критерии, которые будут обеспечивать защиту и поддержку малого бизнеса, и которые не будут ограничивать конкуренцию и не позволят одной или двум компаниям монополизировать рынок", - рассказала "Газете.Ru" руководитель секции наружной рекламы Гильдии предприятий торговли и услуг московской торгово-промышленной палаты Севиль Эфендиева.
По данным Russ Outdoor, в первой половине 2012 года рынок наружной рекламы в Москве вырос на 6,8 процента. В Санкт-Петербурге рост заметно выше - на 14,6 процента, а в других городах - в среднем на 15,5 процента. Крупнейшим региональным рынком остается московский, который занимает долю в 47,2 процента российской наружки. Предполагается, что доходы столицы от размещения в 2012 году достигнут 2,5 миллиардов рублей.
При этом в Москве приняты новые правила размещения наружки. На торги выставляются площади по схеме, которая делит Москву на 14 зон. При этом должны значительно вырасти штрафы за нарушение правил размещения рекламы с 5 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.
Это интересно: "Сарафанная" реклама снова в тренде
По итогам первого полугодия объем рекламного рынка России, данным АКАР, составил 138 миллиардов рублей. Рост продаж рекламы по отношению к сопоставимому периоду прошлого года составил 13 процентов. За прошлый год российский рынок рекламы вырос на 21%, до 263,4 миллиардов рублей.
По прогнозу PricewaterhouseCoopers, до 2016 года обороты наружной рекламы в России увеличатся с 1,2 до 2,1 миллиарда долларов, причем сегмент будут двигать преимущественно регионы. Средние темпы годового роста составят 10,1%.
Наиболее массовый формат на рынке - рекламные щиты 6х3, на которые приходится 53,1 уличных конструкций. Так называемые крупные формы занимают 22,9 процента, малые - 8,7 процента. На прочие форматы приходится 9,1 процента, причем наиболее динамично растет интерес именно к малым конструкциям - ситибордам, пиллапам и пр.