88 лет назад родился Ли Якокка - человек, чье имя является самым громким в истории автомобильного бизнеса. Живая легенда менеджмента появился на свет 15 октября 1924 года в семье итальянского иммигранта. Детство Ли пришлось на годы Великой депрессии, и ничто не предвещало ему будущего президента компании Ford и председателя правления Chrysler.
Отец мальчика, которому предстояло стать наиболее яркой фигурой на рынке автомобилестроения США, не всегда был нищим итальянцем. Приехав на Землю обетованную в возрасте 12 лет, Никола Якокка учредил собственный бизнес. Семья обосновалась в Аллентауне, штат Пенсильвания. До начала страшнейшего экономического кризиса в истории США Никола был владельцем закусочной, нескольких кинотеатров, фирмы по прокату автомобилей, а также занимался недвижимостью. Однако вряд ли маленький Лидо (в последствии - Ли) запомнил отца в эти успешные годы, поскольку спустя всего пять лет после его рождения семья Якокка потеряла все, чем могла гордиться.
Читайте также: Уильям Боинг - человек и самолет!
Как и отец, Лидо начал работать совсем юным - в 10 лет. После школьных уроков сын иммигранта приходил с тележкой к дверям местного супермаркета, чтобы за скромную плату помочь людям довезти покупки домой. Позже, будучи подростком, Якокка работал во фруктовой лавке, где проводил по 16 часов, причем не в ущерб учебе.
В годы Второй мировой войны Ли Якокка загорелся идти в армию, но судьба ему готовила совсем другое будущее, поэтому юного и горячего итальянца, к величайшему его расстройству, не взяли в солдаты по состоянию здоровья. В результате Ли поступил в Лихайский университет в Бетлехеме на инженерный факультет. Это решение и стало определяющим для будущего великого предпринимателя.
Позже его, как успешного студента, пригласили учиться в Пристонский университет. Когда учеба стала близиться к концу, Ли Якокка уже точно знал, куда направится работать - в автомобильную компанию Ford. "Все мы родом из детства", писал Антуан де-Сент Экзюпери. Автомобили именно марки Ford сдавал на прокат Никола Якокка, пока его бизнес был "на плаву", и под капот именно этих машин маленький Ли любил заглядывать вместе со своим отцом.
Еще по теме: Apple - год без Стива Джобса
Далее все складывалось согласно исторически отработанной формуле успеха, которая у Ли Якокка вполне стандартна: желание плюс немного удачи. Компания Ford набирала сотрудников в соответствии с собственными правилами - из 50 университетов США представители компании выбирали самых талантливых и успешных студентов. Одним из этих счастливчиков и стал черноволосый студент итальянского происхождения Лидо Якокка.
Первой должностью Якокка в компании Ford в 1946 году была должность инженера. Частые телефонные разговоры по работе со временем вынудили итальянца сократить свое имя, и он стал представляться просто "Ли". В производственном отделе Якокка продержался недолго. Очень скоро он почувствовал тягу к продажам, и решил податься в отдел сбыта.
Итальянец сразу почувствовал себя птицей высокого полета, и поэтому отправился устраиваться в нью-йоркское подразделение компании Ford. Однако результатом собеседования стал отказ, поскольку юный выпускник Принстона, будущий "акула" менеджмента, представьте себе, был очень застенчивым. Одно лишь предвкушение разговора с клиентом заставляло колени Якокка трястись мелкой дрожью. И единственным, кто на тот момент сумел разглядеть в итальянце грандиозного предпринимателя, был управляющий сбытовой конторы в Честере. Рискнув, он устроил Якокка на должность менеджера по продажам легковых автомобилей для прокатных фирм.
Это интересно: Страусс, разбогатевший на штанах старателей
Ли Якокка не преминул воспользоваться полученным шансом. Он начал серьезную работу над собой, настойчиво постигая искусство торговли. Карьерный рост не заставил себя ждать, и в 1953 году Ли получил должность помощника управляющего отдела сбыта в Филадельфии. Оставив коленную дрожь в прошлом, Якокка начал путешествовать по городам, встречаясь с клиентами. К слову, уже тогда Ли Якокка стал проявлять пристрастие к писательству. Он создал справочник под названием "Подбор и обучение продавцов", который везде возил с собой.
Между тем, в 1956 году экономика страны неожиданно стала приходить в упадок и продажи автомобилей Ford резко сократились. Все сбытовые конторы, в том числе филадельфийская, стали терять доходность. В это тяжелое для компании время Ли Якокка сделал главный рывок в своей карьере - он предложил продавать автомобили в рассрочку. Первый платеж, который необходимо было сделать клиентам Ford, составлял всего 20 % от стоимости, а последующие три года клиенты должны были выплачивать оставшуюся сумму - по 56 долларов в месяц. Идея Якокка обеспечила взлет продаж автомобилей Ford и его карьеры одновременно, поскольку итальянцу была предложена должность управляющего столичного сбытового округа. Кроме того, неожиданное решение одного из сотрудников стало составной частью маркетинговой стратегии фирмы.
Читайте по теме: Ротшильд: от старьевщика до финансового бога
В дальнейшем нестандартные решения, принимаемые Ли Якокка, вытащили из болота еще одну небезызвестную корпорацию, и принесли итальянцу звание самого эффективного менеджера. Но об этом позже, ведь между этими двумя вехами Ли Якокка успел сделать нечто, что увековечило его имя в истории американского автопрома. Вместе со своей командой он создал культовый автомобиль Ford Mustang, ориентированный на небогатых молодых покупателей, уважающих спортивные авто. Творение Якокка приобрело настолько широкую популярность, что три завода Ford были переоборудованы для выпуска этого легендарного автомобиля. А сам Ли 10 декабря 1970 года был назначен на пост президента компании Ford, и в последующие годы прибыль корпорации возросла до небывалых высот.
В этой связи совершенно необоснованно и незакономерно выглядит отставка Ли Якокка спустя восемь лет после назначения. И в собственной автобиографии известнейший из менеджеров связывает это исключительно с самодурством Генри Форда II, внука основателя корпорации.
Как бы то ни было, эффективнейший из менеджеров на улице не остался. Уволенный 13 июля из Ford, уже 2 ноября Якокка занял пост главы корпорации "Chrysler", которая на тот момент влачила весьма печальное существование. При этом внутреннее устройство корпорации привело бывшего президента Ford в ужас, ибо там царил хаос и анархия. Компанией управляли 35 вице-президентов, и о слаженности действий там будто бы никто и не слышал. Продукт, выпускаемый заводами "Chrysler", был некачественным и скучным. И ежегодные убытки корпорации составляли едва ли не один миллиард долларов.
Читайте еще: Билл Гейтс - революционер, программист и толстосум
Корпорацию оживила доза правильного менеджмента, заряженная Ли Якокка и теми людьми, которых он привел с собой на новое место работы. К слову, сам итальянец считает залогом успеха именно талантливую и преданную делу команду. Заводы "Chrysler" не только улучшили качество выпускаемых автомобилей, но и благодаря Якокка получили свой собственный "Mustang" - мини-фургон "Т-115". Этот автомобиль, полюбившийся публике, принес корпорации огромные прибыли и в буквальном смысле вытащил ее из кризиса. Сам Ли Якокка возглавлял "Chrysler" до 1995 года.
Благодаря автобиографической книге "Iacocca: An Autobiography", написанной Ли Якокка в 1980-х годах и выпускаемой в России под названием "Карьера менеджера", о жизни самого эффективного из всех известных человечеству менеджеров известно немало. Кроме того, несмотря на свой почтенный возраст, Ли Якокка регулярно проводит лекции. Причем за получасовое выступление итальянец получает 50-60 тысяч долларов. По словам Якокка, благодаря лекциям он собирается заработать 20-30 миллионов долларов, которые в последующем будут переданы на исследования сахарного диабета, от которого умерла его первая жена. Так вышло, что на сегодня болезнь жены - это единственный кризис, который не смог преодолеть безусловный лидер и "акула" продаж Ли Якокка.