РЖД начинает внедрение двухэтажных поездов в России. Монополия заказала такие вагоны для региональных поездов, перемещающихся на расстояние до 700 километров. Утверждено соответствующее техническое задание на пассажирские вагоны, которые будут оборудованы креслами. Вагоны будут производиться Тверским заводом, где собирают и купейные "двухэтажки".
Уже в 2013 году завод выпустит для Федеральной пассажирской компании первую партию двухэтажных поездов дальнего следования. Согласно контракту с ОАО "РЖД" уже в 2013 "Трансмашхолдинг" должен поставить 50 двухэтажных вагонов: четыре штабных с радиокупе и специальным купе для проезда пассажира-инвалида с сопровождающим его лицом, четыре вагона-ресторана, 38 купейных вагонов с четырехместными купе и четыре — с двухместными купе. Вагоны рассчитаны на движение на скорости до 160 километров в час.
Двухэтажные вагоны обладают своими недостатками и преимуществами. По пассажировместимости они превосходят обычные вагоны на 40%-60%, что создает определенные экономические преимущества для перевозчика, увеличивая удельную провозную способность. Это резко повышает рентабельность перевозок, особенно на загруженных направлениях, а также позволяет уменьшить число поездов на линии. Однако в силу более высокого центра тяжести, угроза опрокидывания таких вагонов выше.
Двухэтажные вагоны будут заменять устаревший вагонный парк. Уже в обозримом будущем РЖД постарается убрать с основных направлений плацкартные вагоны. По данным ФПК, порядка 18% плацкартных вагонов 5% вагонов более высокого класса изношены более чем на 90%.
В случае сокращения госсубсидий ОАО "ФПК" планирует отменить нерентабельные поезда, которые из этих плацкартов преимущественно и состоят. В целом число вагонов этого типа планируется сократить на 50% и в дальнейшем отказаться от их закупки.
Нынешний базовый вариант стратегии развития Федеральной пассажирской компании до 2015 года предполагает ежегодный рост выручки в среднем на 6,3% в год. В период с 2016 по 2030 год рост планируется на уровне 5,4%. В рамках инвестиционной программы компания купит около 16,5 тысяч вагонов, в том числе 50 двухэтажных вагонов, 200 вагонов габарита RIC и 7 составов поездов Talgo. В целом, до 2015 года планируется вложить в компанию 105,7 миллиардов рублей, а в 2016–2030 годах — 668,8 миллиардов рублей.
По всей вероятности РЖД намерена повысить рентабельность региональных пассажирских поездов за счет сокращения частоты их курсирования и выхода на линии двухэтажных поездов. Как сообщает пресс-служба "Трансмашхолдинга", в техзадании определены требования к вагонам экономического класса и бизнес-класса. Все вагоны будут оборудованы системами кондиционирования воздуха, экологически чистыми туалетами и точками Wi-Fi для доступа в интернет, информационными табло и энергосберегающими светильниками.
В вагоне экономического класса будет размещено 104 пассажирских кресла на обоих палубах по схеме 2+2. Рядом со служебным купе запроектирована кладовая для крупногабаритного багажа, а в пассажирских салонах — багажные стеллажи. Каждое пассажирское место будет оборудовано индивидуальным светильником и столиком, над креслами будут расположены багажные полки для ручной клади.
В вагоне бизнес-класса на каждом этаже будет размещено по 29 поворотных кресел повышенной комфортности, расположенных по схеме 2+1. Спинки кресел оборудованы мониторами для просмотра видеопрограмм.
На палубах предусмотрены гардероб и "чайные столики" с водонагревателем и принадлежностями для чая и кофе. В бизнес-классе пассажиров обещают кормить, кроме того в вагоне этого типа будет располагаться отдельное двухместное VIP-купе
Серийное производство таких вагонов должно быть начато в 2014 году. В соседних с Россией восточных областях Украины в нынешнем году была пущена двухэтажная электричка, близкая по своим параметрам к тем поездам, которые после 2014 года появятся на российских дорогах.
Из-за дороговизны курсирующая между Донецком, Луганском, Днепропетровском и Харьковом двухэтажная электричка не пользуется спросом и проигрывает конкуренцию автомобильному транспорту. С 15 октября, заполняющаяся едва ли на 10% "двухэтажка" перестанет заходить в Мариуполь, пассажиры которого игнорируют дорогой поезд.