В октябре 1881 года на свет появился Уильям Боинг, чье имя носит большинство современных самолетов. Боинг родился в будущем центре американского автомобилестроения, городе Детройте, в обеспеченной семье лесоторговца. Поэтому преодолевать бедность и прошибать лбом стены классового неравенства Боингу не приходилось, что впрочем не умаляет его успеха.
В 1903 году не бедствующий Боинг закончил инженерный факультет западного отделения Йельского университета в Сиэтле. В этом году в воздух как раз поднялся первый самолет братьев Райт, и авиационная лихорадка охватила мир.
Боинг пошел по стопам отца, занявшись торговлей древесиной. В 1908 году в качестве гостя он направился на первый съезд американских авиаторов в "город ангелов" - Лос-Анджелес. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление, хотя покататься по воздуху ему не удалось.
Читайте еще: Страусс, разбогатевший на штанах старателей
С тех пор, занимаясь делами, Боинг параллельно искал возможности для реализации себя в крайне перспективной и революционной по тем временам сфере - авиастроении. Он познакомился бывшим военным моряком Джорджем Конрадом Уэстервельтом, сыном переселенцев из Германии, который закончил курсы аэронавтики при Массачусетском технологическом институте и пилотом Тирой Марони.
На его двухместном аэроплане Марони Уильям Боинг впервые в жизни самостоятельно взлетел и сумел совершить посадку. Это подвигло его вновь отправиться в Лос-Анджелес для обучения в школе пилотов. Денег ему хватило и на покупку собственного гидроплана.
Свой авиабизнес Боинг начал с того, что переделал старый лодочный ангар для самолетов и создал собственный клуб Pacific Aero Club. Клуб зарабатывал на авиационных прогулках.
Всерьез заниматься НИОКР они начали после того, как вместе с Уэстервельтом привлекли к работам инженера-самоучку Херба Мантера, также строившего первые аэропланы на собственной производственной площадке типа "сарай".
Еще по теме: Ротшильд: от старьевщика до финансового бога
Он то и помог разработать конструкцию нового гидроплана BW и построил 2 первых самолета. Уже 15 июля 1916 года Уильям Боинг совершил первый полет на своем самолете, а через месяц зарегистрировал корпорацию Pacific Aero Products Co, основной целью которой было строить гидропланы для военно-морского флота США. В эту компанию Боинг вложил $100 000 - гигантские по тем временам деньги.
Не испытывая недостатка в финансах, Боинг в пригласил на работу одного из немногих тогда в Штатах авиаконструкторов Цзу Вонга, а также двух способных инженеров из Университета штата Вашингтон в Сиэтле - Клэйра Эгдтведта и Филиппа Джонсона. В том же университете он взял в аренду аэродинамическую трубу - также редкость по тем временам. Это позволило организовать курсы по авиастроению и заняться подготовкой кадров.
Вскоре началась первая мировая война, и Боинг решил построить гидроплан специально для ВМФ США. Boeing Airplane получила солидный заказ на 50 гидропланов Model С. Боинг искал новые ниши, понимая, что от этого во много зависит будущее его предприятия. Машина его компании C-700 использовалась в качестве почтовика и совершила показательный перелет из Канады в Сиэтл с 60 письмами и бандеролями.
Это интересно: Марсель Бик, "одноразовый" миллионер
Следствием работы в этом направлении стала победа на конкурсе федерального почтового ведомства, которую Боинг одержал, благодаря открытию в 1927 году первой регулярной авиапочтовой трассы Сан-Франциско-Чикаго. Из почтовых перевозок начала расти и пассажирская авиация, делая Боинга лидером и этого направления. Уже за первый год регулярных почтовых авиаперевозок корпорация перевезла порядка полутоны писем и посылок, а также почти 2000 пассажиров.
В том же году Уильям Боинг начал подминать под себя зарождавшееся американское авиастроение и сферу авиаперевозок. Он купил своего главного конкурента компанию Gorst's Pacific Air Transport. В это же время был построен новый авиационный завод под Сиэтлом.
В 1929 году Боинг предложил рынку первую пассажирскую модель - Model 80. Трехмоторный самолет мог перевезти 12 пассажиров, которых в полете сопровождала стюардесса. В том же 1929 году корпорация сменила название на United Aircraft and Transportation Corporation.
Читайте: Фридрих Байер, идущий в ногу со временем
Компания была создана после присоединения производителя авиадвигателей Pratt & Whitney. Через год United Aircraft and Transport стала фактической монополией, получив все почтовые перевозки в северной части США. Боинг использовал открывшиеся возможности на полную катушку и присоединил к своей империи авиатранспортные компании Hamilton and Standard, Chance-Vought, а также вертолетостроительную фирму русского эмигранта Сикорского.
Уже после Великой депрессии компанию пришлось разделить, из-за позиции антимонопольной службы США, которая считала, что авиастроительные концерны не должны непосредственно заниматься организацией транспортных и почтовых коммуникаций. Так появились United Air Lines (авиаперевозки), United Aircraft и Boeing Aircraft Company.
В 1934 году Уильям Боинг продал свою долю в Boeing, сосредоточившись на разведении породистых лошадей. Тем не менее, компания сохранила его имя. Кстати, основателем крупнейшего американского перевозчика United Airlines также числится Уильям Боинг.
Еще: Билл Гейтс - революционер, программист и толстосум
На сегодняшний день корпорация Boeing является одним из столпов американской экономики и крупным экспортером США. Кроме того, компания контролирует авиапромышленность и конструкторские разработки ряда стран, через различные СП. В интересах корпорации работают российские поставщики титана и инженерные кадры. С января по август 2012 года "Боинг" поставил заказчикам 380 гражданских самолетов.