Прошел год со дня ухода в мир иной иконы современных фетишистов Apple Стива Джобса. Для самой корпорации раскрутка имени своего сооснователя несет в себе вполне определенный рекламный смысл, так как продукт плотно увязан с личностью «непогрешимого». Культ Джобса выгоден корпорации, которая боится потерять заполученный сегмент рынка, хотя это лишь вопрос времени.
Да что там Apple! Эксперты недавно посчитали, что продажи iPhone 5 должны увеличить ВВП США на целых 0,5%. Тут уже вопрос государственной важности...
Наверное, важностью этой задачи прониклись и в Одессе, где Джобсу вознамерились установить...памятник. Похоже, это не «шутка юмора» в исполнении давно растерявших былое искрометное остроумие одесситов, а реальные признаки накрывшего людей коллективного слабоумия.
Судя по описаниям, творение будет невероятно креативным: скульптурная композиция, из большого количества авто- и мотозапчастей, и различного металлолома, выглядит в виде руки, с одной стороны вырезано сердце, а с другой - яблоко... Творение называется "Спасибо, Стив!". Кстати, очень удобное название. Партнер Джобса выходец из семьи украинского эмигранта Стефан Возняк, также предпочитает называться Стивом...
О таких мелочах, наверное, не стоит задумываться всерьез. Тем более, что памятник ставят настоящему «герою нашего времени» - перфекционисту-потребителю с психопатическим складом характера и умением без ссылок заимствовать чужие идеи.
Ведь и первоначальные успехи молодой IT фирмы были связаны с умениями его партнера из эмигрантской семьи Стива Возняка. А планшеты и смартфоны выпускались задолго до выхода соответствующего продукта «яблочных». Ipod, который и принес Apple по-настоящему большие деньги (формируя половину годовой выручки компании), был сделан благодаря тому, что автор лицензии попросту не имел денег для продления своих прав...
Вот как описывается занимательный публичный диалог Билла Гейтса и Стива Джобса в очень толстой и очень быстро вышедшей после смерти Джобса биографии под редакцией Уолтера Айзексона.
«Они встретились в конференц-зале, где присутствовало еще с десяток сотрудников Apple, желавших посмотреть, как босс атакует Гейтса. Джобс не разочаровал свое войско. «Вы нас обворовываете! - кричал он. - Я вам доверял, а теперь вы у нас воруете!» Гейтс спокойно взглянул на Джобса - все прекрасно знали, откуда на самом деле взялся интерфейс: «Что же, Стив, думаю, на происходящее можно посмотреть иначе. Ситуация, скорее, такая - у нас с тобой был богатый сосед по имени Xerox, и когда я залез к нему в дом, чтобы украсть телевизор, обнаружил, что ты - уже украл его!» Да, эти парни стоят друг друга...
Появление Ipad прямо связано с инженером из Microsoft, который просто «достал» Джобса своей планшетной идеей. «Этот парень просто достал меня, - рассказывал Стив. - Он говорил, что Microsoft собирается изменить мир, уничтожив ноутбуки своими планшетниками, и Apple просто обязана получить лицензию на программное обеспечение Microsoft. Но они все делали неправильно. Их устройства было со стилусом, что смерти подобно. И когда этот человек из Microsoft, с которым я был вынужден постоянно пересекаться в кругу общения, завел этот разговор, наверное, уже в двадцатый раз, я так разозлился, что, вернувшись домой, решил: «Да пошли они все! Я покажу им, каким должен быть настоящий планшетник».
И показал. Чего не отнимешь у Джобса - так это прекрасного чутья и понимания психологии потребителей. Именно в силу патологического перфекционизма, который зачастую делал Джобса просто невыносимым для окружающих, он лучше других уловил основную тенденцию: потребителям не нужны сложные навороченные устройства. Все должно получаться красиво и легко. Плюс настоящая одержимость собственными идеями - тоже свойство некоторых клинических картин в психиатрии. По сути, Джобс был великим утилитаристом, который, тем не менее, сумел создать прорывные продукты путем компиляции чужих запатентованных идей. За что ему большое потребительское спасибо от миллионов пользователей изделий донельзя странного «телефонного культа».
Что же касается самой компании, то после смерти Джобса ей не остается ничего другого, кроме как заниматься старинным и самым любимым делом всего западного высокотехнологичного сектора - тормозить прогрессивных выскочек и догоняющих патентными исками. На этом компания сейчас и сосредотачивается, наращивая путем скупки и свой патентный портфель.