Нередко в объявлениях с предложением работы можно встретить указание возрастного ценза: до 30, до 40, до 55 и так далее. Дело не только в том, что одни предпочитают «молодых да ранних», а другие - зрелых и опытных, но еще и в том, что у каждого поколения есть свои особенности, которые могут быть востребованы работодателями или же наоборот.
Еще в 1991 году американские исследователи Уильям Штраус и Нейл Хоув обратили внимание на то, что ценностные ориентиры разных поколений существенно различаются. Ученые выдвинули теорию, согласно которой, на систему ценностей каждого поколения влияют политическая и социальная обстановка, уровень технического развития, а также знаковые события своего времени. Так возникли термины: "Поколение Х", "Поколение Y" и "Поколение Z".
Оказалось, что теория поколений может найти практическое применение в бизнес-структурах, в частности в области управления персоналом. Итак, чем же одно поколение отличается от другого?
Бэби-бумеры (родившиеся в 1943-1963 году).
В России их также нередко называют "советским поколением". Практически все они были в свое время пионерами и комсомольцами. Поэтому им свойственны стремление к личностному росту, коллективизм, ответственность. Они привыкли и умеют работать в команде.
Многие бэби-бумеры сегодня достигли пенсионного возраста. Тем не менее, часто они еще достаточно выносливы и продолжают работать, показывая хорошие результаты.
"Поколение Х"(1963-1983).
Представителям этого поколения присущи готовность к изменениям, поиск возможностей, стремление к всесторонней информированности, гибкость мировоззрения. Кроме того, "поколение Х" надеется скорее на себя, тогда как люди пенсионного и предпенсионного возраста привыкли рассчитывать на поддержку государственных структур. По словам советника генерального директора холдинга "Империя Кадров" Михаила Семкина, "поколение Х" - это "одиночки", которые нацелены на упорную работу и индивидуальный успех.
"Это люди, привыкшие строить свою карьеру постепенно, на протяжении всей жизни, и двигаться в одном направлении", - комментирует, в свою очередь, менеджер по развитию бизнеса рекрутинговой компании "Бигл" Софья Павлова.
"Поколение Y" (1983-2003).
Представителям этого поколения - самого молодого, которое присутствует сегодня на рынке труда - вовсе не по душе медленное продвижение вверх, начиная с самых низов, что является нормой для их предшественников. Они, как правило, стремятся сразу получить престижную должность и высокую зарплату. Объясняется это прежде всего тем, что данное поколение родилось и выросло в смутное и неустойчивое время с весьма неопределенными ценностными и профессиональными ориентирами.
"Игреки" редко работают по профессии, они обычно предпочитают трудиться там, где карьера и высокий заработок возможны прямо сейчас.
"На долю "Y" приходится невероятный поток информации и очень неустойчивая внешняя профессиональная среда, - говорит Софья Павлова. - "Y" не может позволить себе быть специалистом в определенной очень узкой области и работать в ней всю свою жизнь". Между тем, Михаил Семкин считает, что "поколение Y - главная надежда и опора современных компаний". "Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям", -утверждает эксперт. По мнению Семкина, через десять лет "игреки" превратятся в основную рабочую силу на рынке труда. Да и в наши дни они очень востребованы в сфере обслуживания: именно представителей этого поколения больше всего среди менеджеров среднего звена.
"Поколение Z".
Это те, кто родился после 2003 года. Самые старшие из них сейчас учатся в начальной школе. "Пока трудно сказать, какие именно ценности передаст своим последователям поколение Y, так как время ускоряется, и технологии меняются с большой скоростью", -считает Михаил Семкин. По всей вероятности, технологическая составляющая будет играть в жизни данного поколения еще большую роль, чем в жизни предыдущих. Это будут люди с информационным мышлением, умеющие находить и использовать информацию в целях оптимизации своей деятельности и карьерного роста.
Разумеется, зная об особенностях каждого из ныне живущих поколений, руководителям компаний легче будет подбирать для себя персонал и организовывать работу так, чтобы достигать наибольшей эффективности. Ведь, как говорится, кадры решают все!
Читайте также:
Где бьют баклуши по трудовой книжке