Департамент торговли и услуг Москвы предлагает представителям предпринимательских кругов принять участие в работе по формированию адресной программы размещения торговых автоматов в столице. Участки под автоматы мэрия планирует продавать на аукционах, в результате чего ожидается увеличение числа торговых автоматов за три года с 15 тысяч до 90 тысяч.
Такие цифры прописаны в программе развития автоматической торговли, разработанной мэрией столицы, сообщала ранее газета "Ведомости". Через автоматы планируется продавать определенный ассортимент продуктов питания и бакалеи: кофе, чай, молоко и воду на разлив, снеки, газеты, книги, средства гигиены и другие товары. Причем потенциал рынка авторами концепции оценивается в 200 тысяч торговых аппаратов.
Читайте также: Киоски вне закона: пресса теряет доход
А в Санкт-Петербурге планируют запустить предприятие, которое будет производить ингредиенты для торговых автоматов. На заводе, который разместится в Выборгском районе города, будет выпускаться кофе, сухие сливки, шоколад, цикорий, растворимый чай объемом порядка 100 тонн продуктов в месяц.
В свое время Советский Союз довольно успешно развивал автоматическую торговлю. В конце 60-х годов в Москве даже был открыт полностью автоматизированный магазин без продавцов - «Автоматторг». С помощью автоматов среди населения распространяли молочные продукты, бутерброды с сыром и варёной колбасой, газеты, билеты, воду. Предприятие «Автоматторг» производило 12 видов всевозможных автоматов, наиболее распространенными были автоматы по продаже газированной воды.
Сейчас Россия сильно отстает по уровню распространения аппаратов автоматической торговли от стран высокого уровня потребления. В Европе один продовольственный аппарат приходится на 120 человек, в США и Японии - в среднем один автомат на 20 жителей. Точных данных по России нет. По примерным подсчетам у нас одна машина приходится на 7000-8000 человек. По всему миру работают порядка 20 миллионов различных торговых автоматов. Объем рынка превышает 150 миллиардов долларов.
Еще по теме: "Зеленая миля" энергетиков и абсента
В столичной мэрии оборот городской автоматической розничной торговли оценивается в 3-4 миллиарда рублей, а уже к 2015 году показатель предполагается увеличить до 40 миллиардов рублей.
В настоящее время в Москве работает около 15 тысяч торговых автоматов. Потребители предпочитают покупать в автоматах кофе, напитки, сигареты, бутерброды, пиццу, молочные йогурты и штучные товары. Отдельным сегментом рынка можно считать платежные терминалы, однако он развивается в тесной связи с финансовыми структурами и совсем иными темпами.
Причем в столице продающие товар автоматы размещены в торговых центрах, в которых владельцы аппаратов арендуют площади. Для того, чтобы машины вышли на улицы необходимы некоторые изменения в нормативной базе. Разрешение установки автоматов на городских улицах приведет к резкому росту оборота на этом рынке. Мэрия планирует заработать на продаже участков для установки автоматов на аукционах.
Это интересно: Власти сорвут замки с "гаражного виноделия"
Автоматическая торговля считается довольно демократичным сегментом сетевой розницы и не требует больших инвестиций для выхода на рынок. Машины можно брать в лизинг, аппараты работают круглосуточно и занимают небольшую площадь. Зарплаты машина также не требует, но важно угадать с местом размещения и типом аппарата.
Также машины способны попутно выполнять функцию уличной рекламы. Причем специфика настройки некоторых торговых автоматов заставляет глубже задуматься о психологии современных потребителей и совсем «неторговых» целях установщиков этих машин.
Например, в Мельбурне был размещен вендинговый автомат, раздававший крекеры Fantastic Delites только тем, кто был готов выполнить определенные задания. Автомат заставлял по пять тысяч раз нажимать красную кнопку, танцевать и молиться ему. Смонтированный по итогам видеозаписи ролик наглядно демонстрирует, что уровень некоторых человекообразных в целом не превышает интеллект замученных Павловым собачек.
Читайте: Пиво льют - только бутылки летят
Установка таких автоматов, проверяющих потребителей на готовность подчиняться самым невообразимым требованиям «бога из машины», стала модным веянием последнего времени. Компания Coca-Cola, крупнейший в мире производитель безалкогольных напитков и один из крупнейших игроков рынка вендинга, в Национального университета Сингапура поставила автомат, который выдает бутылку колы каждому, кто обнимет машину. На автомате красуется надпись "Hug Me" ("Обними Меня"). Эта же компания установила автомат, который выдает холодный чай за твитт.