Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ одобрила совместное ходатайство компаний Renault, Nissan и ГК "Ростехнологии" о приобретении акций ОАО "АвтоВАЗ". Флагман российского легкового автопрома, на спасение которого было потрачены миллиарды, становится частью мощного международного альянса и готовится укрепить позиции в Евразии. Окончательная сумма сделки не раскрывается.
Вряд ли сохранившие работу с перспективой постоянной загрузки заводчане и поставщики комплектующих будут возражать против давно ожидаемого поворота событий.
Напомним основные этапы осуществления этой сделки. В мае появилась информация о том, что Renault-Nissan на будет покупать АвтоВАЗ напрямую, а вместе с владеющим контрольным пакетом автозавода "Ростехнологиями" создадуь СП для покупки мажоритарной доли в "АвтоВАЗе". Было подписано и соответствующее соглашение.
В соответствии с ним стороны передадут принадлежащие им пакеты акций "АвтоВАЗа" в виде вкладов в капитал совместного предприятия, которое будет контролировать "АвтоВАЗ".
Альянс Renault-Nissan планирует инвестировать порядка 750 миллионов долларов. При этом Renault, которая в 2008 году приобрела 25% акций "АвтоВАЗа", инвестирует в совместное предприятие примерно 300 миллионов.
Компания Nissan, которая в настоящее время не является акционером "АвтоВАЗа", со своей стороны вложит около 450 миллионов долларов. Совокупно это обеспечит французско-японской автопромышленной группе долю в совместном предприятии в размере 67,13% к середине 2014 года. При этом само СП будет контролировать 74,5% акций ОАО "АвтоВАЗ". Закрытие сделки ожидается в 2014 году. Председателями совета директоров попеременно будут представители «Ростехнологий» и альянса.
По всей видимости, выход на финишную прямую по передаче контрольного пакета автопредприятия международной группе может свидетельствовать о том, что много лет качавший ресурсы из государства «АвтоВАЗ» превращается не просто в потенциально интересный, но и прибыльный актив. Для этого предприятие, по традиционной советской практике содержавший значительный объем социальной инфраструктуры, практически полностью освободили от непрофильных активов. Также в рамках реорганизации было проведено сокращение персонала со 110 до 66 тысяч сотрудников. При этом производитель сохранил за собой статус и потенциал крупнейшего автопредприятия Восточной Европы и основные рынки сбыта.
«Всего в кризис для поддержки АвтоВАЗа было выделено 75 млрд руб. в виде ссуды. Ссуду на 25 млрд руб. мы пролонгировали до 2032 года. Примерно 28 млрд руб., которые остаются в качестве займов в рамках соглашений по сделке с Renault-Nissan, тоже пролонгируются до 2032 года. А за счет допэмиссии и покупки непрофильных активов мы списали треть от общей задолженности», - рассказывает «Коммерсанту» глава корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов.
Основную роль в поддержке «АвтоВАЗа» в переходный период сыграла проведенная государство программа утилизации старых автомобилей. «Прицепом» удалось вытащить и Ижевский автозавод. После завершения программы продажи АвтоВАЗа ожидаемо пошли вниз, однако динамика последних месяцев показывает, что тольяттинцам вероятнее всего удастся вернуть свои позиции.
В этом году компания остается лидером продаж в России. С начала года «АвтоВАЗ» реализовал в России 348 тысяч 974 автомобиля, что на 11% меньше, чем за такой же период прошлого года. Тем не менее, августовские данные выглядят позитивными - продана 51 тысяча 149 автомобилей Lada по сравнению с 50 тысячами 941 автомобилем годом ранее. Согласно анонсированным планам, доля «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» на российском рынке должна составить свыше 50%, при этом под брендом Lada - не менее 25%.
«Чем больше моделей, тем больше мы застрахованы от разного рода рисков. У нас на сегодня есть Lada Priora, Kalina, Granta, Largus. Осенью на платформе В0 будет запущено производство автомобилей Nissan Almera. В первой половине 2013 года начнется производство и продажа новой Lada Kalina, чуть позже - автомобиля под брендом Renault. В начале 2014 года планируется запустить производство автомобилей Datsun, созданных на вазовской платформе Kalina», - поясняет стратегию «АвтоВАЗа» Сергей Чемезов.
Кроме того, компания приступила к усилению своих позиций на рынках Таможенного союза. 19 сентября был подписан Меморандум о взаимопонимании между «АвтоВАЗом», АО «Азия Авто» и АО «НК СПК EPTIC», который определяет направления и параметры строительства нового производства на автосборочном заводе «Азия Авто» в Усть-Каменогорске (Казахстан).
К 2014 году здесь предполагается создать мощности по сварке, окраске, сборке автомобилей LADA Granta и новой LADA Kalina и выпуску автокомпонентов в объеме до 60 тыс. единиц в год. На втором этапе реализации проекта мощность предприятия увеличится до 120 тыс. автомобилей ежегодно. В 2012 году объем продаж Lada в Казахстане составит 35 тыс. - это 37% рынка страны. Создание нового предприятия усилит присутствие «АвтоВАЗа» на рынках всего среднеазиатского региона.