Госбюджет России в настоящее время наполовину формируется из таможенных платежей. Страна заинтересована в их увеличении, поэтому давление на участников ВЭД растет с каждым годом. Начавшаяся в январе 2012 года массовая проверка достоверности таможенной стоимости стала рычагом воздействия на бизнесменов. Как можно и нужно защищать свои права?
Таможенные органы, стремясь собрать максимальные платежи, часто нарушают нормы действующего законодательства. Стремясь "держать планку", таможенники планомерно усиливают давление на участников ВЭД. Одним из инструментов такого давления стало принятие решений, напрямую влияющих на размер таможенных платежей. Наиболее типичный пример — решения о корректировке таможенной стоимости, которая производится как на этапе таможенного декларирования, так и после выпуска товара.
Читайте также: На роскошных авто таможня "отдыхает"
Юрист таможенного холдинга "Группа Тарго" Николай Зарубин, привлеченный эксперт ТПП, пояснил, что на практике нарушения могут возникать еще на этапе принятия решения о дополнительной проверке. Как правило, основания для ее проведения указываются очень расплывчато, например, "использование СУР (система управления рисками) выявило риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров".
По его словам, получив такое решение, декларант остается в неведении о том, что именно в представленном им при декларировании пакете документов вызвало у таможенного органа сомнения, и, следовательно, не может предоставить документы и сведения, способные эти сомнения устранить.
Список документов, запрашиваемых таможенным органом в решении о проведении дополнительной проверки, также не вносит никакой ясности.
"Зачастую этот перечень включает в себя самые общие формулировки, например, "договоры с третьими лицами, имеющими отношение к сделке". Иногда перечисляются документы, которыми декларант по определению не располагает и не имеет возможности их получить. Например, это может быть запрос прайс-листа производителя товара или данных об его же издержках в ситуации, когда производитель не является поставщиком товара. Очень часто таможенный орган запрашивает документы и сведения, которых просто не существует, например, ведомость банковского контроля по сделке, на которую паспорт сделки не оформлялся. Или сведения о поставке аналогичных товаров по представленному при декларировании внешнеторговому контракту, и это при условии, что объем товара, заявленный в корректируемой декларации, равен общему объему поставки по контракту — следовательно, других поставок по данному контракту не производилось.
Получив такое "обоснование" решения о проведении дополнительной проверки, декларант так и не понимает, в чем, собственно, сомневается таможенный орган и что он, декларант, должен сделать. В итоге у него нет возможности воспользоваться даже п. 3 ст. 69 ТК ТС, в соответствии с которым декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости и достоверность представленных им документов и сведений. Декларант может удовлетворить запрос таможни лишь частично, предоставив только те документы, которыми он располагает в действительности или которые ему удалось получить дополнительно. После этого и наступает время корректировки таможенной стоимости", — подчеркивает Зарубин.
Читайте также: Уши и нос у налоговой на карандаше
Результатом дополнительной проверки чаще всего становится корректировка таможенной стоимости, при этом обоснования для корректировки могут выдвигаться не согласующимися с решением о проведении самой дополнительной проверки. Например, корректировка может быть обоснована тем, что декларант не представил прайс-лист производителя товара (но при этом сам прайс вовсе и не запрашивался).
Большинство решений о корректировке таможенной стоимости принимается по основаниям, прямо противоречащим законодательству. Наиболее часто встречающийся пример — таможенный орган указывает, что основанием для принятия решения о корректировке явилось отсутствие у него, органа, тех или иных сведений. По мнению эксперта — это не вина декларанта, а также прямое нарушение п. 1 ст. 68 ТК ТС, в соответствии с которым решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом, если таможенным органом или декларантом конкретно обнаружено, что заявленные сведения о таможенной стоимости товаров недостоверны. Ч. 1 ст. 68 ТК ТС также предусматривает, что принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование.
То есть для корректировки таможенной стоимости необходимо найти доказательства предоставления недостоверных сведений, а не указывать на то, что у таможенного органа их нет.
"Зачастую таможенный орган принимает решения о корректировке, исходя из отсутствия сведений о расходах. И это при том, что, в соответствии с Соглашением "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" от 25.01.2008 г., эти сведения не могут быть включены в таможенную стоимость, (речь идет об информации о хранении товаров на территории иностранных государств, штрафных санкциях, наложенных перевозчиком на декларанта за простой транспортных средств, или несвоевременную оплату).
Принятое таким образом решение таможенного органа абсолютно не обосновано, но оно принимается, и многие импортеры, чтобы не ссориться с таможней, сцепив зубы, платят", — отмечает Зарубин.
При этом законодательство предоставляет декларанту все возможности для обжалования подобных решений и во внесудебном (путем направления жалобы в вышестоящий таможенный орган), и в судебном порядке. Но, несмотря на массовый характер подобных действий таможенных органов, а также на их незаконность, лишь небольшой процент участников внешнеэкономической деятельности ведет серьезную и планомерную работу по обжалованию незаконных действий таможенных органов.
Читайте также: КамАЗ чинит препятствия китайским грузовикам
"Во-первых, это ведет к существенным финансовым потерям. Во-вторых, провоцирует на продолжение противозаконной практики. В-третьих, следует помнить еще одно: на основании факта корректировки таможенной стоимости можно возбудить в отношении декларанта дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Максимальное наказание по этой статье — штраф в двукратном размере сумм таможенных платежей, подлежащих уплате, с конфискацией товаров.
Иными словами, незаконные решения таможенного органа не только можно, но и нужно обжаловать. Да, у нас это бывает очень непросто. Но если вы работаете честно, то профессиональное отстаивание своих законных интересов и активное оспаривание незаконных действий, как показывает практика, будут вам полезны. Во-первых, обжалование имеет шанс на успех уже хотя бы в связи с незаконностью и абсурдностью большинства принимаемых таможенными органами решений о корректировке таможенной стоимости. Во-вторых, как правило, в отношении компетентных участников таможенных правоотношений попытки необоснованных корректировок таможенной стоимости больше не возобновляются", - делает выводы эксперт.