"Мегафон" и "Вымпелком" могут разделить "Евросеть" на двоих. ФАС полуофициально уведомила о намерениях "Мегафона" купить "Евросеть". Эксперты не исключают вероятность конфликта между потенциальными совладельцами цифрового ритейлера. В него может быть вовлечен и сотовый оператор МТС, которого могут потеснить в "Евросети", которая традиционно продает контракты всех крупных операторов.
"Приоткроем завесу тайны над документами служебного пользования: поступило ходатайство "МегаФона" о покупке "Евросети", - говорится в сообщении, опубликованном в официальном микроблоге ФАС в Twitter. Сумма сделки по покупке может составить 1-1,2 миллиарда долларов.
Читайте также: "Ростелеком" наращивает боевую мощь
При этом глава ФАС Игорь Артемьев сообщал, что служба в связи с ходатайством "Мегафона" готова обратиться к "Вымпелкому", МТС и "Ростелекому", чтобы уточнить позиции компаний относительно возможной сделки. Стоит напомнить, что еще во время покупки "Вымпелкомом" доли в "Евросети" ФАС выпустил специальное предписание, которое обязывало принимать платежи и продавать контракты всех сотовых операторов на равных условиях.
Сейчас Александр Мамут контролирует 50,1% акций "Евросети", владельцем оставшихся 49,9% является компания "ВымпелКом". Ранее в СМИ сообщали со ссылкой неофициальные источники о том, что советом директоров "Мегафона" одобрена покупка доли Александра Мамута (50%) в сети "Евросеть". Предполагалось, что по итогам сделки "Мегафон" и "Вымпелком" (владеющий 49,9% ритейлера) получат по 50% в капитале розничной сети.
Ежегодно "Евросеть" продает порядка 12 миллионов контрактов, примерно поровну "Билайна" и МТС. Менеджер МТС рассказал "Ведомостям", что сотрудников ее розничного проекта еще пару месяцев назад предупредили о возможности разрыва соглашения с "Евросетью". Через свою розницу МТС продает до 60% контрактов, сообщает издание со ссылкой на источник в АФК "Система", которая контролирует МТС.
Это интересно: Абоненты "прямых номеров" трясут кулаками
В феврале сообщалось, что в текущем году "Евросеть" обязалась продать четыре миллиона SIM-карт МТС. При этом в конкурирующей с "Евросетью" розничной сети "Связной" МТС является лидером по продаже sim-карт.
На рынке сотовых услуг, по данным AC&M-Consulting, во втором квартале текущего года лидирует МТС с 31% абонентов, у "Мегафона"- 27%, на третьем месте "Вымпелком" - 24%. При этом у у МТС имеется порядка 4,1 тысяч салонов связи, у "Мегафона" - около 3,75 тысяч салонов связи, у "Вымпелкома"- 2,9 тысяч. На кону около 5,5 тысяч салонов "Евросети".
Напомним, что МТС принялся за развитие своей сети в результате конфликта между компанией и ритейлером в 2009 году. Тогда оператор распространил информацию о том, что сеть салонов якобы переманивала абонентов к "Билайну". В ответ "Евросеть" заблокировала платежи МТС, вынудив оператора развивать собственную сеть сбыта. Через нее компания и сейчас продает более половины контрактов.
Еще по теме: "МегаФон" накрыла революция
При этом позиция "Вымпелкома" относительно своей доли в розничном ритейлере до конца не ясна. Компания имеет преимущественное право на выкуп пакета Мамута в 24,9%. Однако в январе текущего года опцион истек, а "Вымпелком" своим правом так и не воспользовался.
"Наиболее жизнеспособной схемой разделения Евросети между двумя акционерами в текущей ситуации, на мой взгляд является именно паритет: в таком случае ни одному их них не придется консолидировать на балансе результаты ритейлера, чьи показатели рентабельности, естественно, ниже, чем у оператора связи. Под вопросом остается стоимость "Евросети" - ранее звучавшие в СМИ оценки представляются сильно завышенными. Можно предположить, что постепенно Евросеть будет переориентирована на монобрендовую розницу "Мегафона" и "Вымпелкома". Для последнего это может иметь мощный положительный эффект: Евросеть - последний дилер, которому "Вымпелком" отчисляет фиксированное вознаграждение за привлеченных абонентов. Таким образом, кроме салонов, "Вымпелком" может получить шанс за счет "Евросети" поправить свои показатели рентабельности. Тем не менее, схема владения с двумя акционерами с равными долями чревата трудноразрешимыми разногласиями и конфликтами, которые могут иметь неблагоприятные последствия для ритейлера", - полагает аналитик "Инвесткафе"Илья Раченков.