С 1 января ФЗ "О национальной платежной системе" вступит в силу. К документу имеются претензии со стороны банковского сообщества. Проект предполагает обязать банки в течение суток возвращать клиенту средства, снятые с банковской карточки без его уведомления. Банкиры прогнозируют рост мошенничеств, эксперты ожидают удорожание использования безнала.
Законопроект "О национальной платежной системе" был разработан Минфином и Банком России в сентябре 2009 года. Национальная платежная система должна стать конкурентом международным платежным системам Visa и MasterCard в России. Высказывались предположения, что национальная система может быть создана на базе ОРПС - Объединенной российской платежной системы, запущенной в 2005 году Центробанком. Однако она, как и другие российские системы, пока занимают слишком маленькие доли рынка. Кроме того, в ходе чтений из законопроекта исчез принципиальный момент, обязывающий крупнейших оператороБАнкв платежной системы создать процессинговые центры в России.
Читайте также: Наличность делает нас еще беднее
С января будущего года также должны вступить в силу нормы закона "О национальной платежной системе", в соответствии с которыми банки в течение 24 часов будут обязаны возвращать на карты клиентов все средства по всем спорным операциям.
Сейчас в случае несанкционированного списания денежных средств клиент должен проинформировать об этом банк не позднее чем через день после получения уведомления о совершенной трансакции. После этого изучением ситуации начинает заниматься банк, который должен возместить сумму снятых без согласия клиента средств. При этом банкиры могут начать "расследование" обстоятельств снятия средств и срок возмещения затянется на неопределенное время.
Если же законопроект будет работать в нынешней редакции с обязательным возвратом средств в течение суток, банкиры прогнозируют рост числа мошенничеств. Там подсказывают, что человек может "самостоятельно снимать деньги с карты и тут же писать жалобу, что это сделал не он". Или же "отдать свою пластиковую карточку третьему лицу: тот будет снимать с нее средства в другом городе или стране, а сам держатель карты в это время может предъявлять претензии банку и требовать возврата денег".
Еще по теме: Бесплатные кредитки - только в мышеловке
Банки не должны возвращать списанные с карт средства, если держатели передавали PIN-код и карту третьим лицам, а потом обращались в банк за возмещением, заявил в мае глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.
Также Аксаков предложил прописать в законе "О национальной платежной системе" право банков не возвращать средства, которые были списаны с карт по вине их держателей, и привлекать таких недобросовестных клиентов к административной ответственности: "Банк должен иметь право возбуждать дела".
Между тем, российские законодатели в этой области регулирования взаимоотношений между банками и клиентами полностью повторяют европейскую практику. Еще в 2007 году Европейская комиссия приняла Директиву о платежных услугах, согласно которой похищенные у клиента в результате онлайн-транзакции деньги банк обязан возвратить, не дожидаясь результатов расследования. При этом уровень мошенничества с банковскими картами в ЕС на порядок превосходит российский. Тем не менее, банки с ситуацией каким-то образом справляются.
Это интересно: "Банки времени" вытесняют деньги
По словам же президента некоммерческого партнерства "Национальный платежный совет" Андрея Емелина, входящего в состав рабочей группы ЦБ РФ, новые поправки предполагают, что лицо, которое обжалует правомерность проведенной операции, должно будет доказать, что банк не уведомил его о проведении трансакции. Если банк работает качественно и добросовестно, вышеописанные мошенничества осуществить будет невозможно, полагает эксперт.
"Надо найти компромисс и прописать его в законе: допустим, если трансакция совершена с введением PIN-кода или других персональных данных, то это вина клиента - был сам невнимателен, к примеру, а если с помощью технических средств, дистанционно, то ответственность лежит на банке - значит, неэффективно работает система безопасности", - смягчил свою позицию Анатолий Аксаков.
При этом сохранение в законе положения о сроках возмещения средств на карточке клиента может привести к удорожанию обслуживания, так как банки будут активнее пользоваться услугами страховщиков. Хотя карточное мошенничество объективно является исключительно риском банка, кредитные организации зачастую выбирают не страхование эмитента, то есть своего портфеля карточек за свой счет, а продают услугу страхования клиентам - держателям карт.
Читайте: Кредитное лакомство для аферистов
Такое страхование обходится в среднем в одну - три тысячи рублей в год держателю карты. Если же страхуется эмиссия банковских карточек, то в зависимости от истории убытков и объема портфеля сумма может достигать сотен тысяч долларов.