Средняя китайская семья почти в два раза богаче средней российской. Ее активы оцениваются в 4,8 тысяч евро против 2,6 тысяч, приходящихся на среднюю русскую семью. К таким нетривиальным выводам пришли специалисты, проводившие исследование по заказу страховой компании Allianz. Вероятно, учитывать активы физические, а не «бумажные», эксперты не стали...
Трудно сказать, какие именно российские и китайские ячейки общества сопоставляли исследователи. Интересно, что в 2011 году Credit Suisse заявил о том, что треть населения Китая обладает состоянием от 10 до 100 тысяч долларов. И эти цифры также вызвали определенный скепсис. Понятно, что определенная выборочность, оказавшая влияние на конечный результат, в действиях исследователей, разумеется, присутствовала. Например, еще один (также очень условный) показатель, как ВВП на душу населения демонстрирует значительный отрыв Китая от России, только с противоположным знаком. В пересчете на душу этой громадной страны громадный ВВП составляет всего 3200 долларов. В России ВВП размазан слоем в 11 800 долларов на душу.
Авторы исследования изучили данные по активам населения разных стран, причем в фокусе оказались именно «бумажные» вложения, вроде депозитов, ценных бумаг и страховок.
Считая таким образом, исследователи пришли к регулярно подтверждаемому в других исследованиях выводу о том, географическое расслоение богатства в мире крайне велико, особенно, если речь не идет о космополитичном классе мультимиллионеров. Так, средняя семья в США, Японии или Дании владеет активами более чем на 100 тысяч евро, а в России этот показатель находится ниже 3 тысяч евро.
Может быть, дело еще и в том, что вовлеченность среднего китайского класса в игры на фондовых рынках значительно выше, чем у российской семьи «среднего класса», традиционно ориентированной на вложения в недвижимость.
Недвижимость также является очень популярным способом инвестирования и в Китае. Способствует и поддержанию практики накопления, неразвитость пенсионной системой. Китайцы рано начинают копить на старость, причем чем старше они становятся, тем активнее занимаются накоплением. Демографические отчеты в целом свидетельствуют о старении китайского населения.
При этом с вложением избыточных средств у китайцев сейчас возникают проблемы. Их инвестиционное поведение не особенно отличается от стратегий «хомо экономикус» других стран. В первую очередь китайцы активно инвестировали в недвижимость. Настолько, что этот рынок сейчас под угрозой обвала.
Неслучайно, наблюдая за строительством кварталов и целых пустых городов-призраков, правительство приняло ограничения по покупкам новых квартир для собственников жилья. В разгар кризиса, когда спрос на китайские товары начал падать, власти Поднебесной приняли решение развивать внутренний рынок и принялись накачивать деньгами строительный сектор. Вот эти средства, что называется, и освоили.
Вслед за этим и китайские банки начали предлагать своим клиентам финансовые производные инструменты, основой которых стали кредиты девелоперам. Ставка по ним оказалась вдвое выше доходности депозитов и достигает 7,5-8%. По итогам второго квартала текущего года этот рынок уже вырос до 10,4 триллионов юаней. А если вспомнить еще и введенную недавно практику распределения акций предприятия среди его сотрудников, то вполне может статься, что некая группа представителей китайского менеджмента средней руки превосходит российских средневесов по совокупности «бумажных» активов.
Кроме того, исследователи отмечают различия между способами распределения активов в богатых и бедных странах. В последних, к коим относятся страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и Африки, население преимущественно (63%) направляет имеющиеся свободные средства на счета банков. В этих регионах лишь 19% средств вложены в ценные бумаги. В экономически развитых странах, население размещает на депозитах только 28% активов, а 37% инвестированы в акции и облигации.
Интересно, что в период 2008-2011 годов, когда мир был охвачен острой фазой кризиса, а реальная доходность депозитов скатилась к нулевым показателям, их доля увеличилась до 33% против 27% в 2007 году. И это несмотря на то, что кризис зародился именно в банковской сфере. Кстати, не прошел бесследно и обвал фондовых рынков. Доля ценных бумаг в накоплениях упала с докризисных 41% до нынешних 35%.