"Почте России", долго пытавшейся найти прибыльное применение огромной сети отделений, предлагают освободиться от значительной части филиалов путем передачи их под управление местным предпринимателям на условиях франчайзинга. Кроме того, почте предписывается дальнейшее сокращение персонала с созданием автоматизированных отделений почтовой связи.
"Почта России" уже несколько лет экспериментирует со своими отделениями. Идея создания Почтового банка на базе этой инфраструктуры заглохла. Возможно, вариацией этой идеи стало открытие получивших скандальную известность отделений микрокредитования со ставками в 2771 процент годовых.
Читайте также: Средний бизнес сразится за госзаказы
С IV квартала 2011 года в почтовых отделениях были представлены финансовые продукты ООО "Мини-Займ Экспресс" и ООО "Домашние деньги" — компаний, работающих в сфере микрофинансирования (для них "Почта России" также выступает в качестве агента).
Приторговывали в отделениях сопутствующими товарами и услугами. Так, в 2010 году "Почта" открыла в нескольких своих отделениях в Москве секции торговли продуктами и товарами категории non-food, в отделениях продаются абонентские контракты сотовых операторов "большой тройки", Tele 2 и прочих.
Законопроект "О почтовой связи", который Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) РФ опубликовало для общественного обсуждения, разрешит "Почте России" передавать в управление отделения почтовой связи муниципальным образованиям и частным предпринимателям.
Еще по теме: Долгий перевод собственных денег
Редакция закона позволяет агенту, получившему в управление отделение почтовой связи, использовать бренд "Почты России" и пользоваться ее инфраструктурой с условием соблюдения всех надлежащих нормативов и требований почтовой связи.
"Мы считаем, что для многих частных и муниципальных образований организовывать отделения связи, с одной стороны, может быть выгодно, а с другой — они могут обеспечить лучшее качество услуг", — отметил советник главы Минкомсвязи Борис Оникул, курирующий почтовую отрасль.
По итогам прошлого года российский почтовый оператор отчитался об увеличении чистой прибыли на 50%, до 700-750 млн руб. Операционные доходы увеличились на 14%, до 120 млрд руб. В структуре доходов около 45% пришлось на почтовые услуги, 38% — на финансовые услуги, 17% — на реализацию прочих товаров и услуг.
Читайте еще: Перехвати до зарплаты на почте
В ГУП полагают, что действующая сеть в 42 тыс. отделений по всей стране избыточна. Лишними считают 11 тыс. почтовых пунктов. Около 30 тыс. отделений "Почты России" находятся в сельской местности, причем 93% из них "глубоко убыточны", сообщили в пресс-службе ФГУП. Насколько успешным окажется опыт передачи отделений в руки предпринимателей и муниципалов в глубинке, предсказать сложно. Причем оценить потенциал этого предложения должна сама "Почта России", чье заключение станет решающим в определении целесообразности введения соответствующих изменений в закон.
Но при этом в Москве "Почта России" считает число отделений недостаточным. Не хватает какой-то полутысячи объектов. Именно идея продажи франшизы позволила бы реализовать идею открытия почтовых мини-отделений в столичных супермаркетах, полагают во ФГУП.
В новом законопроекте универсальная услуга почтовой связи разделяется на базовый и рыночный сегмент. В базовый сегмент входит пересылка почтовых отправлений по регулируемым тарифам. В рыночный сегмент входит пересылка почтовых отправлений и оказание услуг по тарифам, устанавливаемым "Почтой России".
Это интересно: "Почта России" дискредитирует страну
В опубликованном законопроекте также вводится понятие "официальный почтовый электронный ящик" — услуга виртуального отделения почтовой связи, доступная авторизованным пользователям и обеспечивающая обмен почтовыми отправлениями в электронной форме. Также фигурируют "официальный почтовый электронный адрес" — персональный идентификатор в единой почтовой электронной системе — и "виртуальное отделение почтовой связи" — структурная единица оператора универсальной почтовой связи, обеспечивающая доступ к его услугам в электронной форме, в том числе, посредством интернета.
Кроме того, "Почта России" также должна обеспечивать функционирование отделений почтовой связи автоматизированного типа, создаваемых в доступных местах, предназначенных для самообслуживания, оборудованных почтоматами (автоматизированное устройство, предназначенное для отправки, хранения и доставки почтовых отправлений), автоматами для продажи знаков почтовой оплаты, платежными терминалами, в том числе, для приема и вручения почтовых переводов денежных средств, терминалами коллективного доступа к интернету и другими техническими средствами.