В США начали протестовать против ценовой политики нефтяной компании "Лукойл", владеющей сетью АЗС в разных штатах страны. Хозяева автозаправок не согласны с ценовой политикой компании, которая, по их мнению, продает бензин дороже других оптовиков. В этом году недовольство ценами "Лукойла" выражали и на другом его зарубежном рынке — в Болгарии.
По данным Ассоциации автомобилистов и владельцев автомагазинов и автозаправок Нью-Джерси (NJGCA), которая выступили в качестве организатора протеста, в акции приняли участие 57 автозаправочных станций. Из них 30 АЗС расположены в Нью-Джерси и 27 в Пенсильвании. Это примерная десятая часть общей сети фирменных бензоколонок "Лукойла" в США. В середине прошлой недели владельцы АЗС неожиданно подняли цены на бензин в 2-2,5 раза.
Читайте также: Нефтяники, подайте копеечку на дороги!
В настоящее время средняя цена на бензин в США составляет около 1 доллара за литр — или 3,85 доллара за галлон (3,79 литра). На лукойловских АЗС его отпускную цену подняли до восьми, а на некоторых — до 10 долларов за галлон. Таким образом владельцы заправок выразили недовольство торговой политикой компании.
"Лукойл" пришел на американский рынок в начале 2000-х годов. А уже в 2004 году количество АЗС, принадлежавших компании в США, превышало 2 тысячи. В начале 2011 года их количество снизилось до 1200 заправок, а год спустя осталось менее 600. Сокращение числа заправочных станций на американском континенте в "Лукойле" объясняла низкой прибыльностью сектора розничных продаж.
Сейчас Lukoil North America владеет сетью из 587 автозаправочных станций по всей Америке. Компания вынуждает заправщиков покупать у нее топливо по более высоким ценам, чем это делают АЗС, работающие под другими брендами. При этом конкретные цены "дочки" "Лукойла" протестующие прессе не сообщили.
"Мы ценим свою сеть дилеров. По-видимому, несогласие высказывается в отношении нашей системы зонального ценообразования. Однако этот коммерчески обоснованный механизм используется продавцами топлива уже много лет и полностью соответствует законодательству", — отметил вице-президент нефтекомпании Майкл Льюис в специальном заявлении.
В Штатах "Лукойл" дифференциирует цены в зависимости от различных зон, что связано с затратами на логистику. Закупщики в границах одной зоны платят одну цену за оптовые поставки, но расходы на доставку в дальнюю часть зоны распределяются на всех, в том числе на владельцев АЗС, находящихся ближе к нефтебазам. Таким образом, никаких ценовых преимуществ в рамках одной зоны друг перед другом дилеры не получают.
Читайте также: "Шашки" на пути к успеху
"Есть конфликт между компанией "Лукойл" и Ассоциацией автомобилистов и владельцев автомагазинов и автозаправок Нью-Джерси. Ассоциация считает, что "Лукойл" несправедливо устанавливает цены: АЗС, расположенным в одном регионе, бензин предлагается по одной цене, для расположенных в других регионах — по другой цене. Наша компания считает, что все в рамках закона. Есть региональные надбавки, потому что бензовоз, который везет бензин на заправку на расстояние, скажем, в 100 миль, тоже стоит денег. И его оплата входит в стоимость бензина. Мы используем те механизмы ценообразования, которые есть. Они действуют уже на протяжении многих лет", — сообщили нам в пресс-службе компании "Лукойл".
Владельцы АЗС жалуются на то, что Lukoil North America также переложила на своих франчайзи и другие расходы: налоги на недвижимость и траты на поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии. Основная претензия состоит в высоком уровне оптовых цен, которые устанавливает "дочка" "Лукойла". Это приводит к оттоку клиентов и сокращению базы розничных покупателей. Владеющий четырьмя АЗС "Лукойл" и тремя Exxon Роджер Верма сообщил, что у Exxon галлон бензина стоит на 18-20 центов дешевле, чем у "Лукойла", пишет Associated Press.
В 2007 году компания "Лукойл" обвинялась в США в ценовом сговоре. В марте текущего года в злоупотреблении доминирующим положением на рынке обвинили болгарскую дочку нефтегиганта. Но комиссия по защите конкуренции в июле сообщила о том, "Лукойл Болгария" не злоупотребляла своим доминирующим положением на рынке дизельного топлива и бензина A95. Впрочем, весной компания все же снизила цены на топливо.
Читайте подробнее: Болгария отказывается от ЛУКОЙЛа
Аналитики UBS снижают прогноз по прибыли компании в текущем году. "Доход на акцию во втором квартале 2012 года понизился на 60 процентов от нашего консенсус-прогноза. В частности, мы понижаем наш прогноз по продажам газа и продукции нефтепереработки, а также прогнозируем рост налога на прибыль. В результате прогноз доходов компании уменьшится на 7-13 процентов в 2012-15 годах", — прогнозируют аналитики Максим Мошков и Константин Черепанов из UBS.