Российской Фемидой за последние 10 лет осуждено около 3 миллионов человек за экономические преступления. Большинство из них - бизнесмены, причем далеко не новички. Почти половина осужденных имеют стаж предпринимательской деятельности более 10 лет. За что чаще всего сажают российских бизнесменов и насколько это справедливо?
В настоящее время из 800 тысяч заключенных по всей России 100 тысяч сидит за преступления в сфере экономики. Ежегодно возбуждается до 130 тысяч уголовных дел экономической направленности, арестовывается около 75 тысяч предпринимателей. В основном россияне идут на нары по ст. 159 УК РФ (мошенничество). Ежегодно за это осуждают до 30 тысяч человек. По мнению адвоката Олега Сухова ("Юридический центр адвоката Олега Сухова), мошенничество, совершенное в сфере бизнеса, может принимать различные формы. Сюда входят манипуляции с финансовыми отчетностями, аферы с инвестициями, крупные хищения в области кредитно-финансовых отношений, фальсификации документов и т. д. Есть и грубые формы мошенничества, которые в деловом лексиконе предпринимателей обозначаются словами «кинуть» или «бортануть», - когда сделки совершаются от имени несуществующих фирм или через подставных лиц.
При этом несмотря на то что ст. 159 УК РФ стала «резиновой» для российских бизнесменов, есть и обратная сторона медали: с учетом высокого уровня коррупции, прежде всего в правоохранительных органах, многие дела заводятся не для выявления и пресечения преступной деятельности в сфере бизнеса, а по заказу конкурентов, либо с целью вымогательства.
На втором месте в рейтинге бизнес-преступлений всегда занимало и занимает незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). Лжебизнесмены разворачивают свою деятельность в большинстве отраслей экономики: в промышленности и торговле, сфере услуг, строительстве и ремонте. Заводы незаконно выпускают продукцию, частные мастера-шабашники предлагают недорогой ремонт квартир, а известные компании набирают обороты, когда действие их лицензий давно приостановлено, - комментирует Сухов. - Удивительно, но по статистике МВД, за последние три года количество преступлений этого вида сократилось: в 2012 году сокращение составило 33% к уровню 2010 года. Возможно, это является следствием проводимой Министерством юстиции реформы по декриминализации ряда экономических статей, а фактически преступлений в рассматриваемой области меньше не стало».
Третье место среди преступлений, совершаемых в экономической сфере, занимают налоговые преступления. Всего по России в 2012 году было зарегистрировано около 16 тысяч нарушений закона в налоговой сфере, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ. По сравнению с 2010 годом их количество сократилось почти в 2 раза и это с учетом высокой латентности. Невыявленными остаются от 60 до 70 % налоговых махинаций. Уголовные дела по налоговым преступлениям возбуждаются в основном в отношении представителей малого и среднего бизнеса.
«Все объясняется довольно просто: малые и средние предприниматели не имеют сильной поддержки в правоохранительных структурах и налоговых органах, да и проверку небольшого предприятия или ИП провести намного легче, чем фирмы-гиганта. Однако, с 2010 года размер налоговой задолженности, за которую бизнесменов могут привлечь к уголовной ответственности, значительно увеличен, что существенно снижает риск преследования. Все говорит о том, что государство намерено серьезно либерализировать систему уголовных наказаний в России за экономические составы», - подчеркивает аналитик.
Преследование предпринимателей уже давно стало способом давления на малый и средний бизнес, поэтому еще в 2010 году Президент РФ по инициативе российских организаций защиты прав бизнесменов предложил ввести мораторий на аресты предпринимателей, обвиняющихся по статьям 159 УК РФ (мошенничество) и 165 УК РФ (причинение ущерба путем обмана). Также предполагается отменить арест по статьям, карающим за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность и незаконное получение кредита. В качестве альтернативы предлагается использовать иные меры пресечения: залог, поручительство, подписку о невыезде или домашний арест.
В настоящее время дело осложняется тем, что неопределенность состава многих «экономических» статей УК РФ позволяет произвольно трактовать закон и «подтаскивать» под тот или иной состав преступления любые действия предпринимателей. "Многие действительно совершили преступления, иные стали жертвами рейдерских захватов, а третьи понесли ответственность только потому, что уголовный закон ухитрился криминализировать такие деяния, которыми и преступлениями назвать сложно. Бизнесменам остается надеяться на светлое будущее и процветание, а властям на успешную гуманизацию уголовного законодательства», - подытоживает Сухов.