В России пытаются возродить производство отечественных машин представительского класса, на которые можно пересадить российскую бюрократию. В отличие от попыток возродить отдельные модели машин, сейчас речь идет о создании целого семейства. Проект получил наименование «Кортеж», исполнителем проекта выпуска представительских авто станет скорее ГАЗ, а не ЗИЛ.
Правительственные ЗИСы и ЗИЛы советских времен - совершенно невероятные автомобили, которые хранятся в закрытых коллекциях и очень редко выставляются на публике. Бронированные модели уже с послевоенных лет выполнялись по технологии литых бронированных капсул, которую не так давно отдали армии...
Продукция для номенклатурных гаражей поразительным образом отличалась от автомобилей массового спроса в СССР. В конце 50-х начале 60-х они оснащались транзисторным приёмником с автоматической настройкой станций, электростеклоподъёмники, электроперегородкой, кондиционером и чуть позже - специальной связью, которая ныне известна населению как сотовая связь.
Производителями машин представительского класса в СССР были ЗИЛ (ранее ЗИС) и ГАЗ. Московский автозавод производил машины высшего класса (правительственные ЗИЛы), а ГАЗ выпускал авто первого класса («Чайки»).
На сегодняшний день чиновники предпочитают передвигаться на моделях BMW и Mercedes-Benz. Тема перемещения отечественных чиновников на отечественные же автомобили вообще всплывает регулярно и с той же регулярностью тонет. ЗИЛ полностью прекратил сборку легковых представительских машин в 2002 году.
На ГАЗе довольно долгое время выпускалась Volga Siber, которую в свое время представляли как машину для основной массы российских чиновников. Однако последние продолжали закупать западные образцы, а Siber, не получив серьезных государственных заказов и популярности у населения, была снята с производства. А вообще, ГАЗ и ЗИЛ довольно долго конкурировали друг с другом в создании правительственных легковушек. Однако для высшего звена авто выпускались исключительно на ЗИЛе.
В свою президентскую бытность Дмитрий Медведев поручил разработать российский автомобиль представительского класса два года назад. Однако все ограничилось сборкой небольшой партии в 2010 году для парада на Красной площади.
В апреле текущего года Владимир Путин заявил, что "все органы государственной и муниципальной власти" "должны уже в самое ближайшее время" покупать исключительно машины, произведенные на территории Единого экономического пространства.
И вот появилась информация о проекте «Кортеж», который предполагает создание не только автомобилей для первых лиц государства, но и машин сопровождения. А несколькими днями ранее, СМИ сообщили о том, что сирийское правительство после отказа концернов Audi, BMW и Mercedes предложило российским и китайским компаниям заключить контракт на поставку 20 автомобилей представительского класса.
При этом предполагается, что Россия или Китай станут лишь посредниками в поставках европейских бронированных автомобилей типа Audi A8L, Mercedes S-класса, BMW. Но может быть, сирийцы имеют в виду именно советско-российские образцы с неизвестным для террористов уровнем защиты?
«Если речь пойдет о нескольких моделях премиальных машин, которые будут составлять "Кортеж", то на разработку платформы для них с нуля и запуск производства может потребоваться около 1 миллиарда евро», - рассказывает «Коммерсанту» Михаил Пак из "Атона" Сейчас российские чиновники ездят в основном на Mercedes, BMW и Ford - "если перед российскими автопроизводителями будет поставлена цель добиться того же качества, то сумма может возрасти", отмечает господин Пак.
При этом на поддержку автопрома в течение трех лет планируется потратить порядка 30 миллиардов рублей. Теоретически, деньги на запуск проекта правительственного автомобиля есть.
Как заявили "Интерфаксу" в управделами президента, в России действительно всерьез рассматривается идея о запуске серийного производства нового российского автомобиля представительского класса для должностных лиц.
"Идея запуска нового серийного автомобиля представительского класса действительно есть. Речь об автомобиле российского производства", - сказал пресс-секретарь управделами президента РФ Виктор Хреков. По его словам, какие-то детали проекта могут быть объявлены уже в ближайшее время. Однако по словам пресс-секретаря, производство вряд ли доверят ЗИЛу. "Рассматриваются другие варианты", - сообщил он.