Экономический кризис - развлечениям не помеха. Число посещений 25 крупнейших тематических парков в мире в прошлом году увеличилось почти на 4%. Крупнейшие развлекательные зоны приняли 196 миллионов посетителей. В России тематические парки отсутствуют как класс, хотя в Москве несколько перспективных проектов уже вступили в стадию заочной конкуренции.
Чем-то стремление жителей западных стран на время затеряться на просторах громадных развлекательных парков напоминает золотую эру Голливуда и американских кинотеатров в годы Великой депрессии. Вопреки линейной экономической логике, люди готовы тратить деньги на развлечения даже в самые непростые времена.
Тем более, что этот фактор уже давно учтен и проработан. Бизнес на развлечениях сейчас включает в себя все ценовые сегменты и ориентирован на различные слои населения с отличающимся уровнем дохода. Если же предположить наступление очередной волны кризиса, о чем привычно талдычут сонмы экспертов в СМИ, инвестиции в тематические парки выглядят несколько парадоксально, но вполне целесообразно. Особенно в России, где диснейленды отсутствуют в принципе.
Так как масштабы этих рекреационно-развлекательных зон достаточно обширны и зачастую сопоставимы с территорией среднего города, рынка в классическом понимании этого слова данный сектор не приемлет. Ограниченная конкуренция небольшого числа парков - это предел возможной рыночности в сегменте тематических парков. Это означает, что первый зашедший на данный рынок автоматически становится его лидером и вероятнее всего - на долгое время.
Так это было с компанией Walt Disney Co, которая, вновь отчиталась о росте прибыли по итогам III финансового квартала. В апреле-июне 2012 года чистая прибыль одной из крупнейших медиакомпаний мира составила $1,83 млрд, или $1,01 на акцию, по сравнению с $1,48 млрд, или $0,77 на акцию в сопоставимый период 2011 года.
Прирост прибыли обеспечил не только прокат фильма «Мстители», но и улучшение показателей тематических парков развлечений. В 1955 году знаменитый Уолт Дисней построил первый «Дислейленд» всего за 17 миллионов долларов. Так на 180 акрах земли было положено начало новой индустрии, которая завоевала практически весь мир. Ну
«Диснейленды» до сих пор являются наиболее раскрученными и популярными парками развлечений в мире. При этом ориентированы они скорее на юных посетителей.
Сейчас на европейском континенте насчитывается порядка 300 парков развлечений. А десять самых крупных из них пропускают через себя свыше 40 миллионов человек в год. Неудивительно, что эта индустрия тесно срослась с туристическим и гостиничным бизнесом. Туры в громадные парки аттракционов включаются в турпакеты, а иногда и вовсе подаются как отдельный продукт.
При такой посещаемости тематические парки становятся интересны и крупным мировым брендам. Управляющие парками компании зарабатывают огромные деньги просто на продаже рекламных мест на своих территориях.
Россия, а вернее Москва, только стоит на пороге «паркового бума». Крупный проект, поддержанный руководством страны, планируется реализовать неподалеку от Домодедова, где должен быть построен насыщенный аттракционами сафари-парк на территории порядка 1 тысячи гектаров. Тематический парк получит название «Россия» и будет являть собой миниатюрную Россию на местности. Инвестиции оцениваются в 50 миллиардов рублей, проект будет реализован под эгидой Русского географического общества (РГО).
В Москве могут появиться сразу несколько развлекательных тематических зон. Сразу два хотела бы построить группа БИН семьи крупнейших владельцев столичной недвижимости Гуцериевых. Одна площадка может появиться пересечении МКАД и Варшавского шоссе в 2018 году. Здесь может появиться многофункциональный комплекс «Галактика» на 700 тысяч квадратных метров. Основным его элементом станет парк Universal Studios Moscow (150 тысяч квадратных метров).
Также Гуцериевы хотят построить тематический парк Legoland на западе Москвы и Подмосковья, неподалеку от Сколково. Инвестиции в эти проекты оцениваются в 2,8 и 1 миллиардов долларов соответственно.
За реализацию проекта тематического парка чудес в Мневниках, на территории поймы в парке Москворецкий, готовы взяться сразу две компании. На строительство парка площадью 351 гектаров претендуют поймы в парке «Москворецкий» ООО «Ингеоком-Инвест» семьи Рудяк и еще один крупный московский девелопер ЗАО «Киевская площадь» Года Нисанова и Зараха Илиева.
Эксперты утверждают, что Москва, пока лишенная тематических парков как таковых, сумеет «переварить» все эти проекты. В столице есть платежеспособный спрос на парки аттракционов в западном исполнении.