По данным социологов, от 1 до 10% сотрудников коммерческих компаний не делают на рабочем месте ровным счетом ничего. Вернее сказать, некая видимость трудовой деятельности, скорее всего, присутствует, однако продуктивность близка к нулю. Таких бездельников, как правило, хорошо знают другие сотрудники, однако руководство избавляться от них не спешит.
Исследование HeadHunter проводилось в коммерческих компаниях, где необходимость получения прибыли и соображения эффективности все же не позволяют отдельным подразделениям окончательно заплывать кадровым жиром. Настоящим же рассадником бездельников является активно ветвящееся древо разнообразных бюджетно-государственных организаций, где чрезмерное количество и вполне трудолюбивых сотрудников занимаются зачастую еще и совершенно бессмысленной деятельностью.
Читайте также: Высокий интеллект карьеру не продвинет
Чем больше организация — тем больше в ней бездельников. Причем не только за счет пропорционального увеличения числа сотрудников. В маленькой фирме все на виду и эффективность каждого сотрудника видна, что называется, и невооруженным глазом. Бездельники, как правило, могут более-менее успешно выживать в компаниях с числом сотрудников от 50 человек.
В большей массе легко затеряться, и, как показывает практика и эмпирический опыт, существуют настоящие подразделения лодырей, своеобразные отстойники, весь штатный состав которых занят непонятно чем. Туда зачастую отправляют не блещущих способностями "своих" все начальствующие субъекты организации. Но чаще всего бездельники умело растворяются в работающих линейных подразделениях, где легче замаскировать свою бесполезность на фоне коллективно выдаваемого на гора результата.
Это интересно: Безработица — это не про Россию!
Эксперты видят основные причины успешного существования таких "ленивцев" в первую очередь в глубокого укоренившейся и целиком интернациональной традиции пристраивать родственных бездельников "хоть куда-то". Чаще всего это "хоть куда-то" предполагает оклад не ниже среднего по организации, наличие неопределенного фронта работ и, как следствие, полное отсутствие личной ответственности за результат.
Другая категория подобных сотрудников — полезные дураки или просто стукачи, которых держат за полезное в глазах начальства умение докладывать. Еще один подвид бездельников — актеры, умеющие довольно талантливо изображать активную деятельность и полную вовлеченность в дела организации. С такими экземплярами также приходилось сталкиваться многим…
Другую часть спектра работающих составляют трудоголики. Оказывается, их полно на наших предприятиях и, наверное, еще больше в офисах. Согласно опросу все того же HeadHunter, к трудоголикам себя относит почти половина опрошенных, чему, наверное, сильно удивились бы в Японии.
Еще по теме: Есть такая профессия — бизнесу учить
Оказывается, 36% считают себя трудоголиками на том основании, что постоянно думают о работе в свободное время. Еще 23% берутся за всевозможные рабочие задачи, даже за те, которые взваливать на себя необязательно, а 22% признались, что мысли о работе преследуют их даже во сне.
Профессиональный срез трудоголиков может вызвать некоторое недоумение. Чаще всего к трудоголикам причисляют себя представители высшего менеджмента (52%), а также работники банковской сферы (45%). Примечательно, что женщины (48%) чаще относят себя к этой категории, нежели мужчины (41%).
Кстати, только 8% винят в своем трудоголизме работодателей. Для большинства же работающих максимальная самоотдача является требованием времени, а треть опрошенных считают, что трудоголизм обусловлен исключительно их собственным складом характера.
Читайте еще: Фриланс наступает на горло карьере
Что же касается оценки трудоголизма как явления, то 39% видят в нем больше положительных сторон, примерно столько же — скорее отрицательных (40%). Причем сами трудоголики преимущественно считают свое "работопоклонничество" неплохим явлением. А остальные, напротив, уверены, что чрезмерная любовь к труду ничего хорошего в себе не несет.
Примечательно, что иногда подразделения, укомплектованные в разной пропорции бездельниками (или непрофессионалами) и трудоголиками, зарабатывают больше, чем профессиональные и добросовестные команды. Хороший пример здесь — дорожные службы. Чем хуже работают — тем больше работы. Но есть такие и, например, в IT-сфере. Программист Михаил Зеленов привел "Новым Известиям" такой пример из жизни одной компании: "Если программа не готова к нужному сроку или при ее тестировании постоянно появляются ошибки, то работодатель просит этих разработчиков трудиться внеурочно, а также выходить в выходные дни, которые оплачиваются по двойной ставке, — рассказывает программист. — За счет переработок их заработная плата увеличивается где-то в полтора-два раза".