КамАЗ намерен поставить заслон на пути китайских грузовиков, начинающих завоевывать российский рынок. Производитель обратился в Федеральную таможенную службу с просьбой обратить внимание на махинации при оформлении на таможне грузовых машин из КНР. Тем временем, крупные китайские производители создают производственные площадки на территории РФ.
Как сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на представителя компании Олега Афанасьева, согласно результатам проведенного КамАЗом расследования, импортеры часто занижают таможенную стоимость грузовиков и оформляют подержанные машины как новые. В итоге за счет уменьшения налоговых выплат снижается и конечная стоимость машин, что повышает привлекательность китайской продукции для российского покупателя.
Читайте еще: "АвтоВАЗ" отправляет Lada Granta за границу
Кроме того, имеющие фактические сертификаты класса "Евро-2" "китайцы" зачастую оформляются как соответствующие экологическому стандарту "Евро-3". Импорт авто класса "Евро-2" в РФ запрещен.
В итоге, китайские машины оказываются дешевле российских на 150-200 тыс. руб. Импорт из КНР грузовиков растет: за первую половину текущего года объем поставок в РФ увеличился в 2,8 раза и составил более 4 тыс. автомобилей. Но пока КНР не является основным поставщиком грузовых машин в Россию. Общий объем импорта за первые 6 месяцев года составил 55 200 автомобилей.
В свою очередь КамАЗу удалось значительно нарастить собственные продажи внутри страны, выйдя на докризисные показатели. Компания продала 45 тыс. грузовых автомобилей, рост объемов продаж внутри России составил 40% (39 тыс. единиц), свыше 6 тыс. машин отправлено за рубеж. На собрании акционеров была поставлена задача в нынешнем году реализовать 48,6 тыс. грузовых автомобилей, в том числе, 42 тыс. на российском рынке.
Еще по теме: Популярность корейских авто зашкаливает
Однако в первом полугодии доля КамАЗа в сегменте автомобилей грузоподъемностью 14-40 т снизилась до 36,5%, тогда как за аналогичный период прошлого года она составляла 39,1%. В Челнах полагают, что виной тому — китайский экспорт.
При этом в I квартале 2012 года темпы продаж грузовиков замедляются, что затрудняет реализацию планов российского производителя по наращиванию объемов продаж.
Вместе с тем, экспортные доходы китайских производителей тяжелых грузовиков с начала года увеличились на 35,9% и составили порядка 2 млрд юаней ($314 млн).
Это интересно: "АвтоВАЗ" апгрейдят по-японски
Стоит отметить, что в качестве защитного барьера российское правительство намерено использовать утилизационные сборы на импортируемые в страну грузовые и легковые автомобили.
Уже ближайшей осенью планируется ввести утилизационные сборы на новые иностранные автомобили — в размере 20-45 тыс. руб. в зависимости от объема двигателя для легковых автомобилей и в диапазоне от 150 до 400 тыс. руб. для грузовиков в зависимости от массы автомобиля.
Поэтому китайцы предпринимают попытки открыть собственные производства на территории России. В частности, ходит информация о зондировании "почвы" со стороны Foton Motor в районе города Дзержинска в Нижегородской области. Foton поставляет машины в Россию с 2006 года.
Еще: Грузовые тягачи рвутся в Россию
Пока модельный ряд производителя, а особенно планируемая география размещения скорее угрожают не КамАЗу, а другому стратегическому российскому производителю — группе "ГАЗ". Высказываются даже опасения, что китайцы попытаются перекупить инженерный корпус у ГАЗа.
Тем не менее, именно Foton должен стать основным китайским производителем. Компания планирует ежегодно производить 160 тыс. автомобилей грузоподъемностью более 6 т. Согласно прогнозам, к 2020 году производство автомобилей такой грузоподъемности может увеличиться до 1,5 млн штук. Для реализации этих грандиозных планов в Китае запускается сразу 6 автозаводов.
Еще один нюанс: китайская корпорация Beiqi Foton Motor Co., Ltd., являющаяся третьим по величине производителем в Китае, еще с 2003 года является стратегическим партнером Daimler AG. Немцы являются стратегическими партнерами и челнинского производителя. А в 2010 году было создано немецко-китайское предприятие по выпуску грузовиков модельного ряда Auman.