Развитый интеллект не всегда является конкурентным преимуществом для менеджера, сделали вывод исследователи компании Detech. Для успешной карьеры куда важнее практические навыки руководства, лидерские качества и умение общаться. Чтобы прийти к этим выводам, прекрасно известным практикующим бизнесменам, специалистам понадобилось целое исследование.
Тернистый путь к очевидности исследователи прокладывали, сопоставляя оценки компетенций и результаты тестов интеллектуальных способностей с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
Как рассказывают "Ведомости", для каждой компании были разработаны уникальные модели компетенций. Всего в каждой модели было по шесть компетенций, таких, как стратегическое видение, готовность к изменениям, нацеленность на результат, управление людьми, ответственность, взаимодействие с другими.
Читайте еще: Есть такая профессия — бизнесу учить
Для оценки данных компетенций менеджеров заставляли упражняться: они должны были провести групповую дискуссию, сымитировать беседу с подчиненным, беседу с клиентом, провести анализ бизнес-ситуации на основе представленной информации и принять решение, собрать информацию по проблеме и принять решение в условиях ограниченного времени. Успешность менеджера определялась путем суммирования баллов.
Интеллектуальные тесты (тесты способностей) позволяли оценить, как человек работает с информацией (насколько быстро и точно он это делает). Причем эти тесты отличались от традиционной проверки IQ. Они были основаны на реальных примерах из практики работы менеджеров — анализе финансовых отчетов, публикациях в бизнес-литературе, коммерческой документации.
Выяснилось, что до определенного карьерного уровня развитие интеллекта действительно определяет успешность. Однако потом наступает ступень, после прохождения которой эта взаимосвязь пропадает.
Еще по теме: Фриланс наступает на горло карьере
Максимально упрощая, пояснить это можно так: солдату незачем обладать интеллектом и эрудицией генштабиста, чтобы стать успешным сержантом. Однако читать-писать, владеть оружием и командовать небольшим количеством подчиненных он обязан уметь. А если крайне интеллектуальный младший командир прекрасно разбирается в теории глубоких прорывов, но не может "русским матным" объяснить солдату суть его индивидуального маневра, то даже нормальным комвзвода ему не быть.
Случилось так, что этот прорыв в социальной психологии и теории организаций специалисты компании Detech осуществили, не упомянув в предоставленных в СМИ материалах о таких терминах, как "социальный интеллект" (появившийся еще в 20-е годы прошлого века, Э. Торндайк) и "эмоциональный интеллект" (1990-е годы, П. Салоуэй). Судя по всему, им еще предстоит сделать эти прекрасные открытия, раз за разом подтверждая банальные гипотезы многолетними исследовательскими усилиями.
Кстати, понятие "эмоциональный интеллект" (EQ) популяризировал журналист New York Times Дэниэл Гоулман, который в 1995 году выпустил ставшую широко известной книгу "Эмоциональный интеллект". Спустя лет десять свет увидел свет еще один книжный офисный хит "ни о чем" — работа под названием "Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта". В ходе рекламной компании вокруг этой книги в США был запущен псевдоинтеллектуальный мем — IQ gets you hired, but EQ gets you promoted (IQ устраивает вас на работу, а EQ — делает вашу карьеру)
Это интересно: Старый работодатель лучше новых двух
Поразительно, но результаты вдумчивого прочтения вышеуказанных материалов, а особенно приведенных в них тезисов западных ученых, очень схожи с выводами, сделанными нашими отечественными экспериментаторами на основе долгого и кропотливого исследования, которое осуществлялось в течение трех лет — с 2007 по 2010 годы.
Наверное, исследования ученых из компании Detech осуществлялись параллельно с работой в этом же направлении их западных коллег. А схожесть результатов, конечно же, свидетельствует о высоком профессионализме исследователей по обеим сторонам океана.
Читайте: Какой должна быть работа?
В итоге нельзя не согласиться с тем, что "высокий уровень интеллекта менеджера не всегда является его конкурентным преимуществом перед менеджером, чей уровень интеллекта лишь выше среднего". Также можно предположить, что на отдельных проводящих исследования российских "интеллектуальных фабриках" уже давно применяется великолепное кадровое ноу-хау российского происхождения: массовый найм научных сотрудников с недостаточным уровнем интеллекта и кругозора. Скорее всего, этот дефицит используется как способ мотивирования н/c для изобретения "новых велосипедов" вкупе с соответствующими степенями в науках гуманитарного свойства.