Ассоциация "Союзмолоко" решила приватизировать популярные сырные бренды - "Российский", "Костромской" и "Пошехонский". Выдавать их ассоциация намерена бесплатно только российским производителям, лишив тем самым украинских, белорусских и прибалтийских конкурентов возможности выпускать продукцию под раскрученными брендами.
По итогам 2011 года объем потребления сыра в России составил 709 тысяч тонн. При этом сыры "Российский", "Костромской" и "Пошехонский" пока еще остаются самыми популярными среди российских потребителей. По данным "Союзмолока", еще десять лет назад эти три вида сыры доминировали на рынке с долей более 50 процентов. Сейчас данные марки уступили свои позиции, занимая совокупно треть рынка.
Читайте также: Молочные реки текут к берегам Белоруссии
В то же время в объединении производителей неожиданно возмутились тем, что сыры с традиционно российскими географическими наименованиями производят за рубежом и завозят в Россию.
Заявки в Роспатент на регистрацию товарных знаков "Российский", "Костромской" и "Пошехонский" по классу сыров Национальный союз производителей молока ("Союзмолоко") подал в августе.
"Мы четко зафиксировали условия пользования этими знаками в случае получения прав: любое предприятие на территории России может их использовать, если его продукция соответствует требованиям ГОСТа. При этом оно должно быть членом ассоциации. Платить за пользование товарными знаками компаниям не придется", - отмечает в комментарии РБК daily председатель правления "Союзмолока" Андрей Даниленко.
Еще по теме: Барнаул берет сыр в свои руки
В России выпуском сыров под этими марками занимаются около 450 предприятий. При этом существуют определенные сомнения в том, что "Союзмолоку" удастся полноценно осуществить свои планы.
Так, словесный элемент "Российский" является неохраняемым. Партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин утверждает, что у указанных товарных знаков отсутствует различительная способность. "Если даже предположить, что знаки все-таки будут зарегистрированы, можно будет легко оспорить это в суде или защитить свои права через антимонопольные органы", - говорит юрист.
"Самое первое, что необходимо сделать для сыроделов в сложившейся ситуации - это сохранить технологию, а не название, не бренд. Запатентовать технологию и сохранять систему качества - это ключевой момент, которому необходимо уделить внимание", - отмечает эксперт рынка Михаил Мищенко.
Читайте: Все тайны российских соков
В практической плоскости именно патентованная технология может служить достаточным основанием для приватизации марки. Однако и здесь не все так просто. Например, пошехонский сыр по ГОСТу - это лишь несортовой костромской, отмечает генеральный директор ГК "Киприно" Денис Зюзин.
Теоретически "Союзмолоко" может попытаться зарегистрировать знак, сочетающий в себе название сыра и свое фирменное наименование, например "Российский Союзмолоко", и предложить его членам ассоциации. Другим вариантом было бы патентование самой технологии производства сыра под названием "Российский", но это еще более сложный процесс, поскольку можно столкнуться с интересами его "изобретателей" еще с советских времен, отмечает Андрей Зеленин.
"Мы можем сегодня завоевать право на производство российского, костромского и пошехонского сыров. Но у нас в России сырзаводов, которых можно аттестовать по ISO или по международным стандартам всего не более пяти", - констатирует Зюзин.
Это интересно: McDonald's - настоящий русский вкус!
Доведением заводов до необходимых кондиций занимаются фактически поделившие российский молочный рынок транснациональные корпорации PepsiCo и Danone. Учитывая вес этих игроков, все инициативы "Союзмолока" рассматриваются сквозь призму интересов именно этих ТНК. Таким образом, за вполне патриотичным стремлением сделать российский сыр таковым по месту производства могут стоять бизнес-интересы отнюдь не отечественных корпораций.
Борьба за чистоту на российском рынке продолжилась и по линии Роспотребнадзора. Вчера стало известно о том, что еще несколько партий украинских сыров от двух производителей запрещены к реализации в России, сообщает Роспотребнадзор.
"По результатам лабораторных исследований на три партии сыра производства ЧП КФ "Прометей" филиал "Менский Сыр" и на девять партий сыра производства ООО "ГАДЯЧСЫР" выданы экспертные заключения о несоответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Данная продукция не допущена к реализации населению", - подчеркнули в ведомстве. Речь идет 312 тоннах украинского сыра.