На Украине принят закон "О морских портах", с помощью которого власти удаляются от прибыльной портовой отрасли, отдав ее олигархам. Считается, что концессия позволяет стимулировать развитие портовой отрасли Украины, износ основных фондов в гаванях страны составляет чуть ли не 70%. Закон неоднозначен и может законсервировать приватизацию причалов.
Закон приняли 17 мая, через три недели его подписал президент, а уже 25 июня в Конституционный суд поступило представление 55 народных депутатов с просьбой проверить документ на его соответствие Конституции.
Читайте еще: Украинский бизнес хочет на волю
Основной смысл документа — в смене смыслов. Теперь порт — это не предприятие, а территория. На этой территории оказываются портовые услуги субъектами самых различных форм собственности. Кроме того, новым законом причалы исключаются из перечня объектов, которые не подлежат аренде. Также становится возможной аренда искусственно созданных (намытых) портовых земель.
В процессе работы над законом зачастую обсуждалась идея о том, что закон о морских портах пробивается специально под российский бизнес, которому, как считалось, и сдадут в аренду портовые мощности. Однако россияне активно инвестируют в собственные черноморские порты, а наиболее активно за украинские причалы в последние годы бились донецкие предприниматели…
При этом еще в конце 2011 года вице-премьер-министр, министр инфраструктуры Украины Борис Колесников, будучи в Лондоне, заявил о том, что закон принимается для "формализации тех процессов, которые давно состоялись". Проще говоря, необходимо было легализовать уже сложившийся статус-кво с наличием фактически внешних владельцев причалов во многих портах Украины.
Еще по теме: Крым станет турецким абортарием?
Принятый документ, в общем-то, версию эту подтверждает. Уже действующие договора не будут пересматриваться с момента вступления в действие закона даже в том случае, если они противоречат принятой редакции документа. Кстати, время для рейдерства еще есть. Закон вступит в силу только с 14 июля 2013 года… Представляется все же, что места в открываемых портах хватит всем — и местным ФПГ, и российским структурам.
Крупнейшие морские порты Украины всегда были прибыльными. Даже в условиях кризиса отрасль выглядела неплохо. Продавать, а вернее, даже передавать (как это делается сейчас) успешные предприятия (ставшие территориями) друзьям-олигархам для записных патриотов-государственников "не комильфо". Поэтому вокруг наиболее успешных портов уже не первый год создается тягостная психологическая атмосфера и ведутся настоящие рейдерские войны.
Лоббистам приватизационного закона удалось создать неразбериху вокруг портов. Теперь страна гадает, насколько вообще успешна эта отрасль. Например, по официальным данным Министерства инфраструктуры, в 2011 году украинские морские порты увеличили переработку грузов на 5,6% по сравнению с 2010 годом — почти до 114 млн т. А по информации Государственной службы статистики (Госстат), грузооборот морского транспорта в 2011 году снизился на 0,4%.
Читайте также: Третий не лишний: Украина входит в ЗСТ
Тем не менее, отдельная статистика по ключевым портам — Одесскому, Ильичевскому "Южный", Николаевскому, Херсонскому и некоторым другим — выглядит относительно неплохо. Хотя ряд более мелких и особенно дунайских портов (Усть-Дунайский, порт "Рени", порт "Измаил") практически простаивают. Однако там свои проблемы, в том числе и геоэкономического свойства, которые не решаются административными способами в рамках общей реформы портов.
Спасением для портов, большинство из которых и так не тонет, должна стать концессия. "Концессия — это основной путь стратегии развития нашего портового хозяйства. При этом государство не теряет своего права собственности на все основные фонды и не несет затрат на обслуживание объектов хозяйственной инфраструктуры в портах. Частный инвестор вкладывает свои средства как концессионер и получает стабильность в работе на длительный период — до 50 лет, совершенствует, модернизирует основные фонды грузовых и пассажирских терминалов, износ которых сейчас составляет 70%, а в некоторых портах доходит и до 90%", — убеждает директор Департамента государственной политики морского и речного транспорта Министерства инфраструктуры Владимир Севрюков.
Это интересно: На Балтике откроют "морские ворота"
Сама реформа осуществляется под лозунгом "Основные причалы — основным грузовладельцам". Но основные грузоотправители Украины — это металлурги. Следуя этой логике, наиболее лакомые куски следует передать донецкой ФПГ. Однако порты, по определению, работают в двух направлениях и должны быть максимально диверсифицированными предприятиями.
Сейчас именно СКМ Рината Ахметова является основным инвестором в украинские морские порты. Как сообщал генеральный директор входящего в группу СКМ холдинга "Портинвест" господин Смирнов, компания уже инвестировала в портовую отрасль до $300 млн и планирует вложить еще около $300 млн.
Также интерес к портам проявляют металлисты и сырьевики из "Донецкстали", Ferrexpo Константина Жеваго, Smart Holding Вадима Новинского, Group DF Дмитрия Фирташа, Индустриальный союз Донбасса, Cargill AT&Enterprise, Arcelor Mittal.