В скором будущем небо заполонят пассажирские лайнеры с пометкой "Made in China". Это не мотив для сюжета фильма-катастрофы, а объективная реальность. Авиагиганты Boeing и Airbus встречают серьезного соперника из Поднебесной — китайскую авиационную корпорацию Comac. Над конкурентами компанию возвышает амбициозность и финансовая мощь.
А главных конкурентов у китайской корпорации, помимо уже названных авиагигантов, всего два: канадская компания Bombardier и российская "Объединенная авиационная компания". Конкуренция разгорелась в отрасли самолетов вместимостью 100-150 пассажиров, во главе которой годами по очереди восседали всего две авиационнные компании — европейский Airbus и американский Boeing.
Читайте: Китайцы роют табачные ходы в Европу
Однако сегодня двоевластие напугано разрастающейся мощью корпорации Commercial Aircraft Corporation of China, которая наращивает заказы и не жалеет миллиарды на развитие своих проектов. Финансовая база у компании настолько сильна, что конкуренты замечают: китайцы даже не задумываются о чистой прибыли. А это значит лишь одно — главная цель Comac заключается в том, чтобы свергнуть "королей небесного пространства" во что бы то ни стало.
К слову, на рынке коммерческих самолетов, куда устремили свои взгляды китайцы, доходы стремительно растут. Оборот данного сектора рынка в мировом масштабе на ближайшие 20 лет оценивается в $4,5 трлн. При этом значительную долю покупателей самолетов вместимостью более 100 пассажирских мест в ближайшее время составят растущие китайские авиаперевозчики. А уж с поддержанием отечественного производителя в КНР проблем не наблюдается. По всей видимости, именно в этом и заключается убежденность китайской корпорации в том, что вывод ее продукции на мировую арену будет беспроигрышным, и оттого Comac не жалеет ни сил, ни средств на продвижение своих планов.
Еще по теме: "Иркут" страхуется американским движком
Тревожные настроения в авиационной отрасли поддержал и The Financial Times, на страницах которого приведены данные компании Airbus, оценившей потребности авиаотрасли КНР на ближайшие 20 лет. Приведенные цифры многое объясняют — китайцам потребуется приобрести 4 тыс. самолетов по цене $545 млрд. Безусловно, приобретать их гораздо выгоднее и даже приятнее будет у собственных производителей.
Жаль только, что приобретать у корпорации Commercial Aircraft Corporation of China пока нечего. Самолет, которому предстоит потеснить на рынке легендарные "Боинги" и "Аэробусы", еще только собирается на китайском заводе. Эксплуатация самолетов семейства С919 компании Comac, рассчитанных на 158-174 посадочных мест, намечено только на 2016 год. Таким образом, до этого времени лидеры авиапромышленности могут быть более-менее спокойны. Паника их оправдывается только тем, что на фоне медленно развивающихся авиационных программ других компаний китайская корпорация может позволить себе разом бросить огромный капитал на продвижение своих проектов.
В целом, взволновавшийся рынок авиапромышленности понять можно — у страха глаза велики, а это уже не первая сфера, где китайцы стремятся проявить себя лидерами. На самом деле ахиллесовой пятой КНР является отсутствие школы авиастроения, в связи с чем китайская авиастроительная корпорация активно ищет партнеров, которые имеют более глубокие познания в области сборки воздушных судов.
Читайте: "Русские витязи" просвистели мимо Фарнборо
У канадской же компании Bombardier существуют проблемы совсем другого рода — отсутствие широкого спроса на собственную продукцию. В марте канадцы подписали соглашение с Comac, что открывает компании двери на перспективный китайский рынок. Теперь канадцы гордо заявляют, что благодаря расширению позиций на мировой арене, их продукция может соперничать с Boeing и Airbus. "Мы небольшая компания, которая конкурирует с двумя гигантами. Они будут делать все возможное, чтобы мы не смогли пошатнуть дуополию", — приводит The Financial Times слова руководителя Bombardier Ги Аши.
Что касается китайцев, то союз с канадской компанией позволил им увеличить производственные возможности. Кроме того, китайские авиапромышленники заявляют о надежности своих самолетов, апеллируя тем, что при их создании применялись западные технологии. Так, детище Comac, C919, будет оснащен двигателями, изготовленными по образу и подобию движка, который компания Boeing собирается использовать при построении 737 Max.
Это интересно: Страховать российские самолеты — себе дороже
Рассматривается также возможность сотрудничества в области авиастроения между Китаем и Россией. Сегодня на уровне представительств двух стран обсуждается проект дальнемагистрального самолета. С одной стороны, такой союз будет идеальным в соотношении опыта машиностроения и ресурсов. С другой стороны, представителям "Объединенной авиационной компании", репутация которой недавно разбилась в горах Индонезии вместе с одним из проданных самолетов SSJ-100, еще предстоит доказать китайской стороне свою состоятельность в области современного авиастроения. В противном случае популярность самолетов с пометкой "Made in China" возрастет только в области черного юмора.