Отечественные гостиничные операторы отдали рынки Москвы и Петербурга иностранцам, управляя только четвертью отелей двух столиц. Только малая доля всех отелей Москвы и Петербурга находится под управлением отечественных гостиничных операторов. Большая же часть рынка принадлежит международным компаниям, которые только укрепляют свое присутствие.
Москва и Петербург изначально рассматривались зарубежными отельерами как наиболее привлекательные в России места для развития собственного бизнеса. По данным агентства Knight Frank, 75% построенного с 2006-го по 2011 год номерного фонда принадлежит иностранным операторам и за этот срок они втрое нарастили долю принадлежащих им гостиничных площадей.
Именно в этот период и проходил наиболее активный этап зарубежной экспансии. И он пока не завершен. Общий объем качественного номерного фонда гостиниц Москвы и Подмосковья в 2011 году вырос на 1234 номера. Это почти на треть меньше, чем в 2010 году, говорится в исследовании компании Praedium Oncor International. По данным компании, в 2011 году в столичном регионе было открыто семь отелей.
Читайте также: Экономным туристам дорога в Азию
Готовятся к открытию более 27 гостиниц под международными брендами. Их совокупный номерной фонд оценивается в 6,5 тыс. номеров. При этом иностранцев в первую очередь интересуют верхние ценовые сегменты, в то время как крупные города, и особенно Москва, крайне нуждаются в гостиницах среднего и низкого ценового сегмента.
Напомним, что Москва год от году занимает верхние позиции в рейтинге городов с самыми дорогими гостиницами. При этом отельеры ориентируются в первую очередь на обслуживание бизнесменов и командировочных, так как туристический поток для такого города остается относительно небольшим.
"Москва, к сожалению, остается не туристическим, а бизнес-городом, и гостиницы склонны изменять цены в зависимости от спроса со стороны бизнесменов. Колебания являются сезонными. Рост происходит в период с февраля по апрель, а также в осенние месяцы", — рассказывает директор гостиничной консалтинговой компании Hospitalityin.com Елена Лысенкова.
Еще по теме: Арктика услышала зов туристов
Причины московской дороговизны состоят в высокой концентрации отелей классом 4-5 звезд при остром дефиците номерного фонда более низкой категории. В российской столице число номеров на жителей столицы примерно в 2,5-3 раза ниже средних западных показателей, хотя, конечно, разумнее соотносить число номеров не с числом жителей, а с количеством гостей города, которые потребляют данного рода услуги.
"Стратегия международных операторов строится на заключении исключительно контрактов на управление, в редких случаях с гарантированным арендным платежом. Российский рынок — это рынок с низкими входными барьерами, договоры управления позволяют выйти на рынок с минимальными рисками, поэтому операторы решаются открывать отели высокого ценового сегмента", — поясняет директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Людмила Рева.
Читайте: Намухлевать на ЖКХ на отель в Швейцарии
Таким образом, особых подвижек на дорогом столичном рынке не предвидится. Планы создания широкой сети дешевых, но приличных гостиниц в столице остаются пока благими пожеланиями. Плюсом работы международных операторов следует признать высокие стандарты качества, которые они устанавливают и на которые вынужден ориентироваться рынок.
Международные операторы, подходя к пределу насыщения Москвы и Питера, все больше обращают внимание на другие российские города-миллионники. Почти во всех из них строятся или уже работают топовые отели от международных брендов.
Причем в регионах, где земля дешевле и стоимость строительства дешевле, а также нет достаточного спроса на большое количество люксовых номеров, иностранцы, возможно, сосредоточатся на объектах эконом-класса. Впрочем, здесь многое зависит от региональных девелоперов, которые пока не спешат застраивать российские города отелями, опасаясь недостаточного спроса.
Это интересно: Отпуск по обмену пугает россиян
Что же касается крупных международных операторов, то крупнейшие из них имеют как 5-звездочные гостиницы, так и отдельные бренды, под которыми развиваются сети демократичных отелей и придорожных мотелей. Они могли бы вписаться в реалии русской провинции.
"Иностранные операторы с радостью идут туда, куда их позовут, особенно если в этом городе еще нет отелей и сеть сможет выйти на рынок первой. Во многих региональных городах первый отель фактически занимает весь рынок, потому правило "Кто первый встал..." здесь актуально как никогда", — поясняет исполнительный вице-президент и руководитель Jones Lang LaSalle Hotels по России и СНГ Марина Усенко.