Цены на продукты питания в июле продолжили свой рост и инфляция по итогам нынешнего года может удержаться в заявленных рамках 5-6 процентов. В Минэкономразвития вновь изучают ситуацию на розничном рынке и утверждают, что поправки в закон о торговле 2010 года не привели к желаемым результатам. Ритейлеры по-прежнему выкручивают руки производителям.
Положение крупнейших операторов ритейла на рынке можно признать практически монопольным. Это позволяет сетям диктовать свои условия поставщикам, а те солидные сборы, на ограничение которых, в частности, и были направлены поправки, просто приобрели иной вид.
Читайте также: "Пятерочек" укатали на "Карусели"
Неэффективными в Минэкономразвития считают сразу два ключевых пункта: об ограничении доминирования сетей в регионе на уровне 25 процентов доли рынка и об ограничении 10-процентного вознаграждения, выплачиваемого поставщиками магазину за объем поставки.
При этом в крупных городах, центрах платежеспособного спроса страны, доминирование сетевиков таково, что они явно не нуждаются в серьезных рекламных бюджетах на продвижение своей продукции. Миллионы покупателей России ходят исключительно в супермаркеты. При этом цены в магазинах продолжают расти, а сети продолжают давить на поставщиков, принуждая их снижать или держать на одном уровне стоимость своей продукции.
Пытаясь снизить отпускную цену на свой товар "производитель вынужден снижать себестоимость продукции, применяя как можно более дешевые ингредиенты", — констатируют в Минэкономразвития.
Еще по теме: Ландшафт ритейла снова поменялся
При этом внутри магазина с товарами чего только не делают. Многократно перефасовывют, перебивая дату годности или изготовления, придают залежавшемуся привлекательный вид и т.д. Когда товар попадает к ритейлеру, производитель не может влиять на его дальнейшую судьбу, да и не всегда хочет.
Наверное, в регулярных проверках качества товаров в торговых сетях есть определенный смысл, однако сейчас действует законодательно закрепленное правило, которое не позволяет надзорным ведомствам проводить проверки чаще одного раза в три года — и только по предварительному уведомлению. Понятно, что при таких условиях скрыть безобразие, которое творится в монополизировавших рынок сетях, проблем не составляет.
Не испытав никакого дискомфорта от поправок в закон о торговле, розничные сети изменений не желают. Участники рынка уже адаптировались к требованиям нового акта, и дальнейшие изменения в законодательстве приведут к хаосу на рынке, уверен Михаил Сусов из X5 Retail Group. "Изменений в закон о торговле вносить не нужно. Хорош он или плох, он уже вступил в силу, и идти в сторону либерализации или ужесточения требований сейчас неразумно", — считает он.
Читайте: "Магазин на диване" переживает революцию
С другой стороны, низким качество продукции в торговых сетях и их ценовая политика порядком утомили многих потребителей, которые с удовольствием покупали бы продукцию напрямую у производителей. Недовольны производители и переработчики, которым приходится все так же платить дань супермаркетам за выкладку своих товаров.
В начале апреля 2012 года на выездном заседании в Брянской области бывший первый зампред правительства, отвечавший за сельскохозяйственный сектор экономики, Виктор Зубко, призвал членов Кабмина способствовать развитию фирменной розницы для агропредприятий. Это, как пояснил он, может в значительной мере снизить их зависимость от торговых сетей.
Между тем, создание собственной сети магазинов для подавляющего большинства агропредприятий — это непосильная задача. А для мелкого и среднего производителя — тем более. Некоторые эксперты предлагают сосредоточиться на создании для сельхозпроизводителей торгово-закупочных кооперативов. Но инициативы снизу пока что не видно. Тема явно требует четкого законодательного сопровождения, однако Госдума, как впрочем и Минэкономразвития, браться за это не спешат, предпочитая безрезультатно регулировать олигопольный рынок.
Это интересно: Русскую кашу пальмовым маслом не испортишь
Показательно, что движение в направлении создания закупочных кооперативов демонстрируют не сами производители, а региональные торговые сети, которые вынуждены выживать в условиях экспансии федеральных сетей. Так в Екатеринбурге создали свой закупочный кооператив шесть небольших местных сетей.
Потребительские цены на продукты питания, невзирая на летний сезон, продолжают свой рост. В июле инфляция составила 1,2 процента, в то время как годом ранее в этот же период она была нулевой. За первые семь месяцев года рост цен составил 4,5 процента при прогнозных 5-6 процентах по итогам года.