Онлайн-торговле в России рисуют радужные перспективы. Об этом говорят эксперты, на такое развитие сектора ориентируют многочисленные исследования. По данным аналитиков, к 2020 году объемы онлайн-продаж в России вырастут в пять раз и составят до $50 миллиардов. Выход на эти показатели возможен лишь с улучшением логистики и улучшением таможенного режима.
Российский рынок онлайн-торговли продолжает шагать широкими шагами, увеличиваясь год от году минимум на 25%. В прошлом году, по данным East-West Digital News, совокупный объем российского рынка онлайн-ритейла составил 310 миллиардов рублей ($10,5 миллиардов). Данный показатель включает в себя как продажу физических и цифровых товаров, так и реализацию через интернет билетов на транспорт, развлечения и культурные мероприятия. Тем не менее, именно физические товары удерживают основную долю рынка. На них приходится 230 миллиардов руб. ($7,8 миллиардов).
Читайте: Современные фермеры - теперь online
По данным же консалтинговой компании Jones Lang LaSalle, продажи интернет-магазинов в прошлом году достигли 245 миллиардов рублей, что составляет 1,8% от общего оборота розничной торговли в России. Для сравнения: в среднем на онлайн-торговлю в мире приходится 6-10% от общего оборота торговли, при этом доля онлайн-торговли в США равна - 6,5%, в Германии - 8%, а в Великобритании - 10%.
На онлайн-торговля приходится пока только 1,7% (1,23% без учета услуг) общего розничного оборота. Российская розница оценивается в 19 триллионов рублей. Лидируют на рынке компании Ozon (книги), Holodilnik.Ru (электроника и бытовая техника), «Утконос» (продукты питания).
Согласно оценке Fast Lane Ventures, с 2010-го по 2011 годы объем электронной коммерции в России вырос на $2 миллиардов - до $10 миллиардов, к 2015 году. По своим объемам российский рынок находится на пятом месте после Великобритании ($80 миллиардов), Франции ($50 миллиардов), Германии ($35 миллиардов) и Италии ($11 миллиардов). Абсолютным же лидером остаются США, где в онлайн-торговле ежегодно крутится $202 миллиардов.
Еще по теме: Ядовитая мебель стоит дороже
При этом рынок функционирует преимущественно в крупных городах. Поэтому покупки онлайн пока совершает только 15% населения страны. В России интернетом сейчас охвачено порядка 57,8 миллионов человек. По данным ВЦИОМ, онлайн-покупатели в России потратили на покупки в сети в 2011 году в среднем по 3 500 рублей.
Как ожидают аналитики компании, к 2015 году объемы интернет-торговли в России вырастут до $30 миллиардов, а к 2020 году показатель увеличится до $50 миллиардов. прогнозируют аналитики венчурной компании Fast Lane Ventures. Как ожидают в компании, к 2013 году в России будет 90 миллионов пользователей интернета, что позволяет рассчитывать на продолжение практически взрывного роста в ближайшие годы.
По прогнозам East-West Digital News, к 2015 году объем российской онлайн-торговли увеличится до $23-30 миллиардов, а к 2020 году может составить $40-60 миллиардов. Таким образом, уже к 2015 году интернет-ритейл в стране может вырасти примерно в 2,5 раза и, достигнет порядка 5% от общего объема розничного рынка в стране.
Тенденция ближайшего времени - проникновение на рынок онлайн-торговли и розничных оффлайн-ритейлеров - например, X5 Retail Group (под брендом стола заказов Е5) и "МВидео". На этом фоне вынуждены укрупняться и выходить на интегрированные площадки и действующие интернет-магазины, которые будут стремиться и к созданию единой и более дешевой логистической схемы.
Это интересно: Дисконт приходит в каждый дом
Вместе с тем, росту продаж мешает слабое проникновение в регионы безналичных способов оплаты, а также крайне слабая региональная логистика. Фактически онлайн-торговля успешно развивается лишь там, где существует альтернатива государственной почтовой службе в виде курьерских фирм. С другой стороны, в ряде регионов ряд товаров можно приобрести только через интернет.
Самым «горячим» сегментами рынка остаются продажи бытовой электроники, книг, мобильных телефонов, компьютеров и обуви. Именно эти категории лидируют среди физических товаров. Среди виртуальных товаров и услуг активно продаются авиа и железнодорожные билеты, билеты на культурные мероприятия, а также разнообразное программное обеспечение. А вот наиболее активно, на 70%-80% в год растут продажи туров и путевок. Способствует тому и огромный интерес туристических фирм к такому каналу продаж как интернет.