Пальмовое масло прославилось в России благодаря "сырной войне", развязанной главным санитарным врачом Геннадием Онищенко. Но в мире потребление масла из экзотического дерева набирает обороты и без "черного пиара". Продукт содержится в маргарине, мороженом, шоколаде, чипсах и прочих товарах. На чем основана тяга производителей к экзотическому маслу?
Если обратить внимание на этикетки продуктов, стоящих на полках магазинов, то становится очевидно, что сегодня пальмовое масло в России - не такая уж экзотика. Эта составляющая завоевывает любовь все большего числа производителей, в особенности трудящихся в "кондитерском бизнесе". Впрочем, российский рынок в настоящее время находится в конце очереди за пальмовым маслом. А главными потребителями продукта сомнительной полезности являются жители Китая, Индии и Евросоюза, на долю которых суммарно приходится 49% мирового экспорта пальмового масла.
Читайте также: В русское молочко добавят гадости?
Эксперты утверждают, что уже к сентябрю 2012 года мировое потребление продукта, главными поставщиками которого является Индонезия и Малайзия, увеличится на 1,4 миллионов тонн. А экспорт, между тем, уменьшится. Виной тому сокращение урожайности в Малайзии, которая будет сдерживать рост мирового производства пальмового масла. Однако пока одна страна будет разбираться со своими неурожайными деревьями, ее конкурент - Индонезия - устремится к рекордным результатам производства. Пальмовая гонка ввергает в ужас экологов и ученых, которые озаботились активной вырубкой лесов в Юго-восточной Азии, что наносит непоправимый вред лесным жителям. Представители "зеленых" даже выступили за то, чтобы все продукты с использованием пальмового масла помечались специальной маркировкой.
Растительный жир, получаемый из тропических деревьев, не встречает одобрения и со стороны диетологов. Врачи отмечают, что пальмовое масло представляет собой трансжиры, которые гидрогенизируют, то есть подвергают дополнительной обработке. Эти жиры оказывают крайне отрицательное влияние на здоровье человека, поскольку вызывают такие страшные и часто смертельные заболевания, как диабет, болезни сердца, закупорку сосудов, рак печени или кишечника.
Еще по теме: Экопродукция становится популярнее
О жутких последствиях потребления пальмового масла, разумеется, знают во всем мире, поэтому в Евросоюзе действует ограничение содержания таких жиров в продуктах до 2%. В России же, рынок которой не был готов столь повальному увлечению губительным продуктом, сегодня наличие пальмового масла превышает эту норму в десять раз. И производителей никто не ограничивает в правах добавлять растительный продукт, как говорится, куда душе угодно.
Секрет популярности пальмового масла совершенно тривиально заключается в его дешевизне. Еще одна приятная особенность этого продукта, которую не могли не заметить производители, - это способность долго храниться, не меняя свойств. Известно, что современные изготовители продуктов пищевой отрасли находятся в вечном поиске секрета долголетия своего товара. И растительные жиры - лучший выбор, тем более такие дешевые, какие можно приобрести у щедрых малайцев и индонезийцев. К слову, наша страна отдает предпочтение последним, поставки индонезийского масла в Россию увеличились в 2011 году на 30,8%.
Читайте: Сидр пал жертвой пивных репрессий
Не за горами то время, когда проблема пальмового масла окончательно затмит по масштабам соевую. Однако поднимающийся на волну популярности продукт используется не только в пищевой продукции, но и в производстве биодизеля. Этот и еще несколько факторов влияют на стоимость пальмового масла. Так, определяющими факторами для рынка пальмового масла являются погодный фактор, валютные колебания и спекулятивные операции. Здесь важно отметить, что пальмовое масло - биржевой товар, и контракты на него торгуются на биржах в Малайзии (BMD) и в Чикаго (СМЕ). На эти цены ориентируется мировой рынок при заключении сделок.
Что касается потребителей, то сегодня на наличие в составе продуктов пальмового масла обращают внимание лишь единицы. Более того, большинство людей не замечают, что пальмовое масло, содержащееся в том или ином продукте, вызывает у них привыкание. Диетологи замечают, что данный ингредиент придает еде особенный приятный вкус, поэтому его часто добавляют в такие блюда, как картофель фри, гамбургеры и прочие блюда из меню фаст-фуда. За то, чтобы потребитель снова и снова желал отведать конкретный продукт, и бьются производители. Сегодня пальмовое масло содержится в маргарине, мягких сортах столового масла, плавленых сырах, сырковых массах, в выпечке, в какао, в молочных продуктах. А прославленными скупщиками пальмового масла, против которых уже разворачивает войну движение Greenpeace, являются компании Nestlé и Unileve.
Это интересно: Как накормить планету, не уничтожая ее?
В то же время активные защитники применения пальмового масла отмечают, что отношение к нему предвзятое, что в Малайзии и Индонезии уже сократили вырубку лесов, продумали аграрную стратегию, и что благодаря росту спроса на этот растительный жир повышается рентабельность земель и уровень жизни фермеров в странах-экспортерах. Кроме того, защитники утверждают, что из всех растительных жиров только пальмовое масло способно значительно сократить содержание в крови холестерина и других вредных веществ. Однако у экзотического масла больше врагов, чем сторонников. И никто не исключает того, что уже завтра против пальмового масла, как и против сои, может развернуться активная общественная борьба.