В нынешнем году расходы на обеспечение безопасности в московском метрополитене выросли в 20 раз. Если в прошлом году государство на эти цели было направило 100 миллионов рублей, то в этом — 2,19 миллиарда. Средства также выделяются другим регионам, в которых есть подземка. Однако "цена вопроса" на периферии значительно отличается от столичной.
Поводом к выделению средств стал двойной теракт в метро в марте 2011 года, когда погибло 40 человек. Летом того же года правительство разработало и утвердило программу по обеспечению безопасности населения в метро. Программа на 2010-2013 годы предполагает выделение на эти цели 46,8 миллиарда рублей.
Читайте также: Киоски вне закона: пресса теряет доход
В нынешнем году запланировано потратить в общей сложности 3,458 миллиарда рублей. Из них 2,19 миллиарда рублей будет направлено столичной подземке. Средства выделяются и другим регионам, где имеются "подземные дворцы". В том числе 665,4 миллиона рублей направляется Санкт-Петербургу, 162,4 миллиона — Нижегородской области, 156,1 миллиона — Новосибирской области.
Менее значительно финансируются по этой программе Самарская область — 81,2 миллиона рублей, Татарстан — 75 миллионов, Волгоградская и Свердловская область по 68,7 миллиона рублей каждая.
На что конкретно пойдут эти средства, не сообщается. В программе упомянуты лишь некоторые технические устройства. В целом можно отметить антивзрывной характер приобретаемой аппаратуры. Станции метрополитена могут быть оборудованы взрывозащитными контейнерами, аппаратурой радиационного контроля, рентгеновскими установками, металлоискателями, "портативными обнаружителями паров взрывчатых веществ", "переносными комплексами обнаружения взрывчатых веществ на основе быстрых меченых нейтронов", "переносными рентгенотелевизионными комплексами".
Еще по теме: Страховать российские самолеты — себе дороже
Также предлагается оснастить метро "системами подавления радиолиний управления взрывными устройствами", а для спецслужб в подземке будут работать "системы маскированной оперативной радиосвязи и доступа в базы данных".
Судя по всему, программа понравилась транспортникам. Осенью 2012 года министерство транспорта РФ планирует вынести на рассмотрение правительства предложение продлить до 2016 года Комплексную программу обеспечения безопасности пассажиров на транспорте, сообщает "Гудок". Там рассчитывают на выделение еще свыше 46 миллиардов рублей сверх запланированных до 2013 года. Минтранс пообещал в дальнейшем "прорабатывать те или иные меры по сокращению финансирования", отмечает издание.
В поисках "тех или иных мер" транспортные чиновники не оригинальны. В прошлом году министерство транспорта и ОАО РЖД предложили включить расходы на безопасность на транспорте в тарифы на пассажирские и грузоперевозки. Причем планировалось это сделать уже в 2012 году. Инициаторы "успокаивали" население тем, что на тарифах это скажется незначительно. То есть за антиконституционное право "просвечивать" граждан до скелета и ковыряться в багаже предлагается платить самим гражданам.
Читайте: Взлетная полоса для Минтранса
Уже в скором времени последовала порция "успокоительного" от Минэкономразвития, представители которого заявили, что рост расходов на безопасность не должен отражаться на тарифах. "В любом случае расходы по безопасности должны финансироваться в первоочередном порядке. Но это не означает, что финансирование безопасности будет обязательно вести к увеличению тарифов. Рост тарифов зависит и от других величин, значит, будут сокращаться какие-то другие расходы", — заявила около года назад тогдашний министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.
Теперь Минтранс предлагает подать ему еще на безопасность и в лучших бюрократических традициях, наверное, вспомнит об идее переложить плату за поддержание надстраивающейся технической инфраструктуры на карманы тех, чью безопасность перевозчик обязан обеспечивать в силу самого факта заключения контракта, чьим документальным подтверждением является проездной билет на тот или иной вид транспорта.
Это интересно: Монополии возжелали высокого искусства
Стоит отметить, что расходы на повышение безопасности и без того закладываются в инвестпрограммы крупных игроков рынка. В частности, в РЖД в рамках проекта "Транспортная безопасность" в 2011–2013 годах на оборудование системами технических средств охраны наиболее важных объектов запланировало 1,9 миллиарда рублей.