Газетные киоски отодвигают от людей. Во многих городах страны в коллективном порыве борьбы за порядок и все хорошее, власти стали сносить ларьки различными способами убирать пункты продажи газет подальше от основных городских потоков. Газеты и журналы могут потерять значительную часть своих покупателей и прибыли, жалуются представители отрасли.
Власти российских городов стали наводить порядок в уличной торговле и начали компанию по борьбе с ларьками. Под раздачу вместе с водочно-сигаретными чудовищами и "благоухающими" точками фаст-фуда попали и специализированные уличные пункты по продаже прессы.
Киоски сейчас являются основным каналом реализации печатного продукта, а для массового читателя они дают возможность купить свежую прессу по ходу дела.
Читайте также: Бюджет тонет у берегов "Лосиного острова"
Как полагают представители отраслевых объединений, наиболее негативная ситуация с уничтожением киосков прессы сложилась в Барнауле, Саратове, Петрозаводске, Сургуте, Воронеже, Перми, Бийске, Новокузнецке, Ставрополе, Челябинске, Братске. Обычно местные власти расторгают договоры аренды земельных участков, на которых расположены киоски, а потом сносят их.
Как уверяет руководитель НП "Союзпечать" Вячеслав Керов, стенд с прессой в крупных магазинах не заменяет газетного киоска на остановке общественного транспорта, так как пресса зачастую покупается спонтанно.
"Анализ продаж в стационарных точках - в супермаркетах, в специализированных магазинах - показывает, что там покупают в основном ежемесячные или еженедельные издания, какую-то специальную, профессиональную прессу, - говорит Вячеслав Керов, руководитель НП "Союзпечать" журналу "Эксперт". - За утренней ежедневной газетой читатель в магазин не пойдет, и если у него на пути не будет киоска, где он сможет такую газету купить, значит, он не купит ее вообще".
Еще по теме: Дорогам увеличили срок
Наступление на киоски развернулось по всей стране. В столице уличные торговые точки убирают под предлогом борьбы с пробками. Дескать, тормозящие для покупки прессы водители оставляют машины в карманах общественного транспорта, чем затрудняют перемещения последнего.
Всего в Москве около 2,5 тысяч киосков прессы. Средний ежедневный оборот киоска - порядка 20 тысяч рублей. В них продается в среднем 600-700 наименований газет, журналов, книг. Киоски обеспечивают около 35% оборота продаж прессы в Московском регионе.
"Разрушение системы распространения прессы в столице после принятия указанных критериев, разработанных по предложению чиновников транспортного ведомства, приведет к резкому падению распространяемых тиражей печатной продукции", - считают представители Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП).
Читайте: Собянин сделал Америке уникальное предложение
Теперь киоски отодвигают от остановок на улицах, и вместо них также предполагается ставить торговые автоматы. Естественно, что доходы от такого размещения пойдут в карманы других лиц. Причем работать новые автоматы они будут под крышами киосков, чтобы защитить вендинг-машины от хулиганов и воров. В российской столице будут киоски в четырех архитектурных формах: "Современный", "Классика", "Модерн" и "Свободный стиль".
Предполагается вынести газетные киоски, также как театральные кассы и ларьки с мороженым на расстояние 10 метров от остановки общественного транспорта.
"Объект находится в шаговой доступности и все те, кто захочет купить печатные издания, смогут на 5 метров пройти дальше и приобрести газету или журнал", - отметил руководитель Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. В Ассоциации распространителей печатной прессы считают иначе. Потери по еженедельным, двухнедельным и ежемесячным изданиям там оценивают в 15-20%, а по партворкам 25%.
Примечательно, что еще в начале текущего года установленные автоматы для продажи прессы в метрополитене также количественно сократили. Еще в 2004 году киоски прессы выгнали из метро, оставив только "Метропресс" и установив автоматы. По данным отраслевых аналитиков, это привело к снижению тиражей по Москве в среднем на 15%.
А в начале нынешнего года число автоматов в метро решили уменьшить, освободив место под билетные терминалы.
Сокращение числа киосков и автоматов с прессой может пойти на пользу крупным розничным торговым сетям, куда многие будут заходить все чаще за прессой, а также "Почте России". Несмотря на то, что институт подписки на печатные издания в свое время едва не канул в лету, уступив свои позиции именно уличной торговле и пресс-стендам в супермаркетах, сейчас именно распространение по подписке является самым стабильным каналом дистрибуции.
Это интересно: Сколково и Троицк идут на Москву
Согласно данным Ассоциации распространителей печатной прессы, свыше 34% денежного оборота если розничные продажи прессы постоянно падают, в среднем на 10-15% в год, то подписка сохраняет относительную стабильность, а по некоторым показателям демонстрирует даже небольшой рост. Например, в 2011 году объём каталожных сборов вырос на 0,45 млрд. рублей относительно уровня 2010 года и составил 22,9 млрд. рублей.
Согласно статистике, рост подписных тиражей наблюдается во многих регионах России. А «Почта России» стабильно увеличивает свою долю и на розничном рынке. В прошлом году она сумела добиться роста розничных продаж на 2,5%, относительно уровня 2010 года, увеличив до 10,2% свою долю на рынке медиарозницы.