Что объединяет Эйфелеву башню, современные интернет-стартапы, предвыборную компанию Барака Обамы и художественный фильм "Железное небо"Энергетическая цивилизованность Солнца ? Идея краудфандинга, или народного софинансирования, которые использовались для аккумулирования необходимых денежных средств. В нынешнем году этот новый старый способ привлечения финансов переживает настоящий бум.
Краудфа́ндинг происходит от английского сrowd funding, сrowd - "толпа", funding - "финансирование". Идея в том, что любой может скинуться деньгами на тот или иной проект, который вызвал интерес и желание поучаствовать в нем финансово с возможной последующей оплатой в виде денег, доли или бесплатной единицы производимого продукта.
Читайте также: Энергетическая цивилизованность Солнца
Наиболее органично эта идея вплетается в медийный бизнес, будь то музыка, кино или прочие способы массовых культурных развлечений. И максимальная коммерциализация этого рынка, которая делает практически невозможной выход в широкий свет любого творческого персонажа или продукта без наличия пресловутых связей и включенности в уже сложившиеся бизнес-конфигурации, сделала идею краунфандинга мегапопулярной.
Подобные схемы уже использовали десятки музыкальных групп, перечислять которые можно весьма долго. Из последних проектов подобного плана можно выделить успех отечественной группы Би-2, собравшей на выпуск альбома "Spirit" 1250000 рублей.
В инструментально насыщенной сфере современного творчества сфере, в реализации культурных проектов, краунфандинг в большей степени напоминает свою предтечу - пожертвования. С миру по нитке в свое время финансировалось строительство Эйфелевой башни и статуи Свободы. Интересно, что и архитектором обоих сооружений был один и тот же инженер Эйфель.
Еще по теме: Монополии возжелали высокого искусства
Однако есть в этой нише и иное понимание перспектив развития краунфандинга, как наиболее близкого к рыночному концепту способа финансирования деятельности в пространстве массовой культуры. Потребитель может и должен напрямую платить группе исполнителей, минуя всю толстую коммерческую прокладку индустрии современного шоу-бизнеса.
Так молодые группы находят деньги на раскрутку и запись альбомов, а кинокомпании, например, Spanner Films, выпускает на собранные с 2004 по 2009 годы 900 тыс. фунтов стерлингов документальный фильм об изменении климата «Век глупцов». Причем в отличие от обычных пожертвований в этом проекте использовалась и система материального поощрения. Учитывая то, что вся съемочная команда работала за очень низкую заработную плату, члены группы получили своеобразные краудфандинговые "акции", которые дают право на выплаты один раз в год в течение десяти лет с момента выхода фильма роялти-дивидендов.
Читайте: Андрей Клепач: "Разгоним туман в инновациях"
Причем вышедший уже в этом году блокбастер «Железное небо» стал на данный момент одним из лучших примеров работы по крауд-технологиям. Он обошел даже «Век глупцов» по количеству собранных средств.
С 2000 года в США практикуется сбора средств через Интернет на политические цели. Во время компании 2008 года Барак Обама на предварительном этапе собрал около $272 млн. Впрочем, сбор средств на выдвижение и проведение компании в США используется едва ли не с момента появления этого государства. Но как правило, спонсоры делают крупные вложения. В данном же случае организатором компании Обамы удалось успешно провернуть сбор средств малыми порциями - 80% взносов были меньше чем по 200 долларов с миллионами жертвователей.
Это интересно: Петербург "обрастает" офисными небоскребами
Однако такая мимикрия в общем-то довольно стандартной программы пожертвований под краудфандинг нивелирует основной посыл, способный сделать этот способ финансирования проектов привлекательным, популярным и надежным. Настоящий краудфандинг - это всегда инвестиция, которая предполагает определенный обмен и наличие обязательств.
В США и Европе краудфандинг стал возможным направлением на рынке стартапов. Информация о них размещается на специализированных интернет-площадках тех, которые в свою очередь зарабатывают на комиссии от 3% до 10% с собранных средств.
С 2008 года функционирует краудфандинговый сервис Kickstarter появился в 2008 году. Авторы проектов выкладывают свои идеи на сайте и обозначают сумму, которую необходимо собрать. Если необходимые средства не будут собраны в указанный срок, деньги возвращаются пользователям-инвесторам.
Сейчас ресурс удивляет разнообразием представляемых проектов и больше походит на ярмарку: собирают на все что угодно.
Читайте еще: Инвестиции "от Бога" наиболее устойчивы
В 2011 году на Kickstarter было опубликовано 27 тысяч проектов, 46% из них смогли получить коллективные инвестиции. Общая сумма, которую пользователи сервиса перечислили авторам идей, составила 100 миллионов долларов. В феврале проект Elevation iPhone, раскручиваемый на этом сервисе впервые в истории собрал миллион долларов. На эти деньги авторы хотят вывести на рынок новые доковые станции для iPhone. Каждый, кто перечислил от $59, получит новую доковую станцию.
То есть в некоторых случаях краудфандинг выступает как предоплата продукта. При этом важно, что его цена определяется личным взаимодействием продавца и покупателя. То есть краудфандинг выступает как микроэкономический регулятор. И наконец, разработчик уверен в том, что он еще до начала получает выпуска своей продукции формирует платежеспособный спрос.
В России пока хорошо собирают не за, а против. В прошлом году оппозиционер Алексей Навальный собрал в интернете 8 миллионов рублей на проекты по борьбе с коррупцией «Роспил».
Читайте по теме: Наличность делает нас еще беднее
В целом же отечественный рынок продажи и совместного финансирования креативных идей фактически пока еще не начинал развиваться. Тому есть объективные причины. Во-первых, подобных идей в России пока еще крайне мало. Во-вторых, жители России отличаются скептицизмом в отношении участия в проектах, где нужно скинуться деньгами на весьма туманную перспективу. Сказывается усталость от обилия "лохотронов" и неверие в то, что деньги могут быть использованы целевым образом.