Угадайте, экономика какой страны растет самыми быстрыми темпами? Китайская, подумаете и вы, и окажетесь неправы: на сегодняшний день желтая футболка лидера красуется на (барабанная дробь!) Монголии. Скромная азиатская страна обеспечила себе светлое будущее, привязав экономику к ресурсоемкому соседу, но приготовившись также разделить риски Поднебесной.
Если вы вдруг окажетесь в VIP-зале на втором этаже бутика Louis Vuitton в Улан-Баторе, вам поднесут бокал шампанского и обязательно покажут седло, инкрустированное драгоценными камнями, сделанное на заказ специально для этого магазина. Оно символизирует собой "слияние наследия бренда для путешественников и монгольской традиции верховой езды". К нему, кстати, прилагается специальный контейнер для перевозки икры по монгольским степям.
Читайте также: Китайский дракон подавился деньгами
Такова новая Монголия, и на старую она мало похожа. Средневековье здесь еще прослеживается, и - хотя раскиданные по степям юрты и щетинятся спутниковыми антеннами и панелями солнечных батарей, - ни Китай, ни Советский Союз не смогли повлиять на традиционный кочевой образ жизни монголов. Теперь же, когда Монголия стала самой быстрорастущей экономикой в мире, никто уже не уверен, что головокружительная смена имиджа пойдет ей на пользу.
Долгие годы Монголия металась между Россией и Китаем, то поднимаясь, то падая вместе с ними. На протяжении 70 лет в стране царили диктатура и бедность, Монголия никак не развивалась и вообще была скрыта за железным занавесом. Сегодняшняя же она, победив демократию и свободный рынок, благодаря своему удачному расположению присоединилась к Китаю на его пути в светлое будущее, готовясь, впрочем, разделить и риски Поднебесной.
Еще по теме: Близится конец американской гегемонии
Степи - не единственное достояние Монголии: там полно меди, золота, урана и угля. А населения, между которым все эти блага делятся, маловато. Хотя страна в три раза больше штата Калифорния, проживают в ней всего 2,7 миллиона человек - меньше, чем в центре Фучжоу, тридцатого по величине города Китая.
Имея в запасе приличное количество минералов, столь нужных Китаю, Монголия присоединилась к стайке бедных азиатских стран, зарабатывающих на продажах ресурсов Пекину. Казахстан, к примеру, далекий от того, что показано в "Борате", но и на Вену не похожий, профинансировал общенациональную модернизацию и, в частности, строительство стеклянных небоскребов в Алматы, за счет удовлетворения потребностей Китая в энергии. Киргизия и Узбекистан также выстраивают свою экономику, ориентируясь на экспорт Китаю. На ум сразу приходит аналогия со странами Персидского залива, которые благодаря поставкам нефти на Запад за полвека превратились из неграмотных кочевых сообществ в настолько богатые государства, что там "Феррари" на улице негде припарковать.
Читайте: Пекин желает овладеть Всемирным банком
Проблема состоит в том, что богатство Монголии нестабильно. Если китайская экономика вдруг пойдет на спад, монгольская схлопнется в одночасье. И даже если этот сценарий не претворится в жизнь, нет никаких сомнений в том, что лет через 50, а то и через 20 угольные шахты Монголии опустеют. Сейчас, когда многие монголы отказались от своих сельских корней и крестьянского образа жизни, чтобы ринуться покорять столицу, страна впала в зависимость от "минеральной" экономики. И у большинства уже не получится вернуться к старому, если новое их подведет. Посадка может оказаться слишком жесткой.
Это интересно: Китайский путь: от чужих долгов к своим
Если развитие Монголии пойдет по пути стран Персидского залива, она столкнется с той же проблемой: необходимостью вложить свои деньги в более устойчивые отрасли, чтобы обеспечить себе запасной аэродром на случай, если покупатели исчезнут или ресурсы иссякнут. Нет ничего плохого в том, что страна наслаждается результатами своего успеха, но если все свои деньги она будет тратить на украшенные драгоценными камнями седла, золотой век Монголии будет недолгим.
Читайте все статьи в рубрике "Правила игры".