В апреле главный санитарный врач России Геннадий Онищенко обещал рассмотреть вопрос о возврате "Боржоми" в российские магазины. За время своего официального отсутствия в России эта минеральная вода закрепилась на Украине и в Белоруссии, откуда готова вновь вернуться в желудки россиян. Но будут ли этому рады Coca-Cola и PepsiCo, подмявшие российский рынок?
В марте Онищенко заявил, что Роспотребнадзор проверил документацию, предоставленную производителем, и заявил о готовности отправить инспекцию на предприятия в Грузию, чтобы затем открыть воде доступ в Россию. Но воз и ныне там.
Грузинский водно-винный экспорт в стоимостном выражении практически восстановился после введенного в 2006 году Россией запрета и сейчас составляет $102 млн в год. До введения эмбарго 2006 года на РФ приходилось около 20% всего товарного экспорта Грузии.
Читайте также: Найти идею: Добудем деньги из воды
IDS Borjomi, которая является эксклюзивным производителем минеральной воды "Боржоми", в 2011 году продала 161 млн условных бутылок минеральной воды, что на 15% больше, чем в 2010 году, сообщили "Интерфаксу" в компании.
Такие показатели компания продемонстрировала впервые с 2006 года, когда компания потеряла выход на российский рынок, на долю которого приходилось 65% всего экспорта "Боржоми".
После запрета в России компания решила закрепиться на других постсоветских рынках, наполную используя еще советскую по своему происхождению лояльность аудитории.
Предприятие, которое пережило революцию 17-го года, начав работу еще в 1890 году, успешно раскрутилось при Сталине, который эту воду любил. В 1980-е годы продажа "Боржоми" достигла 400 млн бутылок, и эта вода была самой популярной на территории СССР.
Еще по теме: Война за воду уже не за горами
IDS Borjomi International владеет портфелем водных брендов, куда входят грузинские "Боржоми", "Ликани", "Бакуриани", "Родники Боржоми", а также крайне популярные на Украине минводы "Миргородская", "Моршинская", "Старый Миргород", "Трускавецкая", "Сорочинская", "Аляска", "Эдельвейс", "Святой источник". На Украине компания создала отраслевую Ассоциацию производителей минеральных и питьевых вод, владеет Миргородским заводом минеральных вод. С 2002 года компания наращивает объем продаж в среднем на 30% в год.
Именно украинский рынок является для компании ключевым, в Киеве находится головной офис компании, которой, в свою очередь, владеет инвесткомпания Salford, зарегистрированная в Голландии. В Грузии международная IDS Borjomi платит только налог на добычу "Боржоми", которая, к слову, у самих грузин особой популярностью не пользуется. Самой продаваемой минводой в Грузии является "Набелгави". Только 7% добываемой "Боржоми" продается на родине. В общем, в Россию и сейчас уходит больше, хотя и неофициально. На отечественном рынке продается 16% грузинской "Боржоми".
Читайте: Все тайны российских соков
Запрет на экспорт не помешал компании занять позиции в российском производственном секторе. Еще в 2006 году IDS Borjomi приобрела в Липецкой области производителя минеральной воды "Эдельвейс", а спустя три года купила у Nestle завод в Костроме и марку "Святой источник".
Сегодня "Боржоми" представлена в 40 странах и в прошлом году вышла на рынки Германии, Великобритании, Испании, Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Португалии и Новой Зеландии. Географическое распространение стало частью агрессивной маркетинговой политики, однако дальнее зарубежье компания покоряет скорее на перспективу. На этих рынках самой марке светят совсем небольшие доли продаж.
Самый лояльный и крупный рынок для компании по-прежнему закрыт. Она лелеет планы выхода на IPO, однако производить первичное размещение с открытым и закрытым российским рынком — это "две большие разницы".
Это интересно: "Пепси-Кола" станет алкогольной
Между тем, в России уже закрепились две основные транснациональные суперкорпорации Coca-Cola и Pepsi-Cola, подмявшие под себя ключевых производителей. Фактически, российский рынок уже поделен между этими двумя монстрами, и вряд ли они будут рады приходу старой советской марки. Зато появление "Боржоми" наверняка пойдет на пользу потребителю, хотя из-за возможного количества подделок продавать настоящую минеральную воду этой марки удастся разве что через проверенные аптечные сети.