Среднеазиатские республики Таджикистан и Киргизия в очередной раз объявили о своем желании получать за арендуемые РФ военные базы больше денег. И если киргизское руководство обещает скорректировать цену аренды с учетом инфляции, то Таджикистан хочет большего. Москве такой подход не нравится, однако рычагов влияния на Душанбе становится все меньше.
Руководство Киргизии хочет поднять плату за пребывание российских войск. Но только с 2014 года, когда заканчивается срок аренды этих баз. Киргизия, как умное теля и бедный родственник в одном лице, сосет сразу две матки. Киргизы получают свое с американцев и русских. Но при этом не выставляют несуразные ценники. В начале текущего года Россия выплатила Киргизии долг в почти 15 миллионов долларов за российские военные базы. Причем киргизский президент пожаловался российскому на то, что в прошлый раз РФ выплатила долг "старыми КамАзами".
Читайте также: Вне Союза: Азиатский швец, жнец и игрец
Между тем в Киргизии у России наиболее солидное военное и научное присутствие из всех среднеазиатских стран. Причем некоторые из этих объектов принципиально важны не только с военно-стратегической точки зрения. Они нужны российскому военно-промышленному комплексу. В Киргизии находятся российские авиабаза Кант, торпедно-испытательный полигон в Караколе, узел связи ВМФ в поселке Кара-Балта и сейсмологическая станция в Майлуу-Суу.
Излагаемый киргизами подход к вопросу оплаты баз в его нынешней версии выглядит сбалансированным и обоснованным, хотя до появления официальных цифр делать выводы преждевременно. Но как отмечает министр обороны страны Талайбек Омуралиев, размер аренды за военные объекты, за исключением авиабазы в Канте, будет повышен только с учетом инфляции. За Кант официальный Бишкек оплаты не просит, так как база выполняет и задачи ОДКБ, куда входит и Киргизия. К тому же она важна и собственно для киргизских вооруженных сил, соседство местных ВВС с российскими идет на пользу первым. Поэтому Киргизия взяла на себя оплату коммунальных услуг по базе, которые достигают 230 миллионов рублей в год. Кроме того, Киргизия пока не отказалась от идеи вывести американцев со своей авиабазы Манас в 2014 году, когда там закончится срок аренды.
Еще по теме: Минобороны к лишениям готово!
С другой стороны, киргизы зарабатывают в России, и в Бишкеке это знают лучше, чем где бы то ни было. Только по официальным данным в России работают около 300 тысяч граждан Киргизии, а по неофициальной статистике на наших просторах зарабатывают себе на жизнь более 1 миллионов выходцев из этой страны. Еще порядка 70 тысяч трудятся в Казахстане, который ныне вошел в единое с Россией и Белоруссией таможенное пространство. В целом киргизские мигранты своими переводами формируют порядка трети валового внутреннего продукта страны.
В целом за указанные военные объекты в Киргизии Россия платит приемлемую сумму в $4,5 миллионов в год. "Живыми" деньгами выходит еще меньше, так как в российских военных заведениях осуществляется обучение будущих киргизских военных, и часть суммы погашается взаимозачетом.
На таком благостном фоне ситуация с единственной таджикской базой вооруженных сил РФ выглядит обескураживающе. Душанбе хочет за 201-ю военную базу "не менее чем в $250 миллионов в год", "сообщил информированный таджикский источник, близкий к переговорам о продлении аренды этого военного объекта.
Как сообщает издание, скандал вокруг условий присутствия 7 тысяч российских военных в Таджикистане разразился на минувшей неделе, после того как Россия обвинила таджикские власти в выдвижении неприемлемых условий продления аренды базы и приостановила ее финансирование.
Читайте еще: Как из гастарбайтера вылепить клиента
В Генштабе утверждают, что Таджикистан выдвинул по аренде базы более 20 "неясных и неприемлемых для России требований". Они, в частности, относятся к срокам размещения базы, безвозмездному получению боевой сухопутной техники и боеприпасов к ней. Не понятна ситуация и с размещением объектов 670-й авиационной группы и 303-й отдельной вертолетной эскадрильи в Айни, где стороны не могут договориться о совместном использовании инфраструктуры.
Однако сейчас переговоры находятся на предварительном этапе, и Душанбе пока еще не предоставил Москве официальный вариант своего соглашения по базе. Что и поспешили подтвердить таджики, опровергнув информацию о повышении платы за базу.
Тем не менее, дыма без огня не бывает, а устами официального представителя директора Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан Сайфулло Сафарова, который и опровергнул информацию российских СМИ, пожелания Душанбе были сформулированы в несколько ином ракурсе.
Читайте: Долгая дорога к Евразийскому союзу
По его словам, имеются и другие варианты решения вопросов межгосударственного сотрудничества, которые предлагает таджикская сторона. Это, в частности, отмена Москвой пошлин на поставляемые горюче-смазочные материалы (ГСМ), снижение стоимости сельскохозяйственной техники, удобрений, а также облегчение жизни таджикских трудовых мигрантов в Российской Федерации. Кроме того, это может быть сотрудничество в области новейших технологий, в подготовке военных и технических кадров для Таджикистана.
Плохо или нет таджикским мигрантам живется в России, однако объем переводов физических лиц из России в Таджикистан в прошлом году составил почти половину ВВП республики за 2011 год. Однако ФМС РФ в мае текущего года и в самом деле сообщила о работе над проектами ряда законов по ужесточению миграционного законодательства. Таким образом, Москва и Душанбе сейчас находятся в состоянии торга, однако позиция Таджикистана выглядит как минимум недальновидной, учитывая серьезные угрозы, связанные с выводом американских войск из Афганистана. У страны самая протяженная среди всех бывших советских среднеазиатских республик граница с этим взрывоопасным регионом.
Скорее всего, именно планы вывода американских войск из региона и их возможного перебазирования на территории среднеазиатских государств греют душу и карман Эмомали Рахмона.
Это интересно: Как Япония после поражения поднялась
"Все страны Центральной Азии готовятся к 2014 году. И все хотят использовать эту возможность, главным образом для получения дополнительной финансовой помощи со стороны стран альянса", - сказал лидер Партии исламского возрождения Мухиддин Кабири.
Кроме того, Таджикистан в последнее время взял курс на создание "водной сверхдержавы". Его стратегическое положение в условиях страдающей от дефицита воды Средней Азии и в самом деле является выигрышным. И если Москва заинтересована в сохранении определенного баланса сил в регионе, в том числе и водного баланса, планы Душанбе наверняка являются более амбициозными. А когда появляются намеки на поддержку со стороны, амбициям свойственно перехлестывать через край. Тем более, что сейчас именно американцы контролируют таджико-афганскую границу "с той стороны".