Российские аэропорты с каждым годом представляют все больший интерес для частных инвесторов. К участию в реконструкции старых аэродромов и строительству новых предпринимателей подталкивают российские власти, озабоченные увеличением мобильности граждан на территории нашей страны. И не последнюю роль в этой суете играет приближение ФИФА-2018.
"Во-первых, государство заинтересовано в увеличении мобильности как таковой, что является долгосрочным фактором. Но нельзя не учитывать такие близкие цели, как Чемпионат мира по футболу. На данный момент наша транспортная структура недостаточно развита для перемещения большого количества людей из одной точки в другую. Вопрос осложняется тем, что большая территория России не позволяет перемещаться только на наземном транспорте. Поэтому, конечно, государство сейчас заинтересовано, в первую очередь, в развитии аэропортной сферы", — отмечает Андрей Шенк, аналитик "Инвесткафе".
Читайте также: Следствие приземлилось в "Домодедове"
Важно, что развитие данного направления не остается на совести одного лишь федерального бюджета. Власти активно привлекают инвесторов со стороны. Впрочем, частный бизнес сам видит нешуточные перспективы во вложении в строительство аэропортных конструкций. Поэтому сегодня наблюдается приятная тенденция сотрудничества государства с частным предпринимательством.
"Для частного бизнеса такое сотрудничество с государством обещает довольно большие преференции и высокую окупаемость таких проектов", — подчеркивает аналитик. В этой связи отмечается даже некоторое соперничество в предпринимательской среде за право инвестировать в проект со столь радужными перспективами.
Так, Ростов-на-Дону, который с 1925 года мог рассчитывать только на один аэропортный комплекс, первым попал во внимание властей и стал лакомым кусочком для частного бизнеса. На сегодняшний день вокруг того единственного аэропорта ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону", который осуществлял рейсы на протяжение 87 лет, закружилась стая коршунов, жаждущих принять участие в его судьбе.
Еще по теме: Из Москвы в Питер за триллион рублей
Ранее в рамках государственно-частного партнерства Ростовская область уже подписала соглашение с группой компаний "Ренова". Данный документ предусматривает инвестирование в модернизацию взлетной полосы и в строительство нового аэропорта под названием "Южный". Как сообщают СМИ, соглашение подразумевает строительство совместного предприятия, причем область получит во владение всего 25% плюс одну акцию, а "Ренова" станет обладателем 75% минус одну акцию. В договоре также указано, что в уставный капитал область передаст долю в ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" (38% уставного капитала) и имущественный комплекс аэродрома, в том числе взлетно-посадочную полосу.
Необходимость возведения новой аэропортной конструкции связана с тем, что действующий аэропорт находится в центре Ростова-на-Дону, в силу чего не может использоваться на полную мощность. Кроме того, он не обладает достаточной пропускной способностью. "Южный" же аэропорт планируется построить за городом, и это расположение поставит его в более выгодную позицию по сравнению со старым аналогом.
Читайте: Нефть все-таки задавит авиаторов
Между тем, в Ростове, несмотря на заключенный с "Ренова" договор, уже началась серьезная борьба воротил бизнеса за право стать главным инвестором. "В данном случае возникла проблема с другим акционером, который выступил против участия в проекте группы "Ренова", поскольку он сам претендовал на это, но его ресурсов оказалось недостаточно для того, чтобы строить новый аэропорт", — замечает Андрей Шенк. Речь идет об Иване Саввиди, чья компания ООО "Праймери Дон" выступает ключевым акционером ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону". Еще в начале месяца, 2 июля, Саввиди стал настаивать на проведении справедливого конкурса по пакету.
К слову, Ростов-на-Дону оказался настолько "выгодной невестой", что вызвал интерес и у Олега Дерипаски, чья компания "Базэл" тоже претендовала на право выступить инвестором. Но, судя по всему, областные власти гораздо более расположены к Виктору Вексельбергу, председателю Совета Директоров Группы компаний "Ренова". Одно можно сказать определенно — специалисты не видят юридических оснований для оспаривания передачи акций действующего аэропорта в СП с "Реновой", так как это не противоречит федеральному закону N178 "О приватизации государственного и муниципального имущества". Единственный шанс Саввиди заключается в возможности доказать нарушения антимонопольного законодательства при создании СП.
Это интересно: Бизнесменам вольготнее на периферии
В попытках избавиться от противника в лице Вексельберга Иван Саввиди подключил ООО "Группа Агроком", основателем которой он является. В минувшую пятницу гендиректор ООО "Группа Агроком" Алексей Щемелев отправил письма губернатору Ростовской области и министру экономического развития РФ письма, в которых от лица ООО "Праймери Дон" выразил готовность к долгосрочному взаимодействию с Ростовской областью с целью реализации общественно-значимого инвестиционного проекта в рамках государственно-частного партнерства на взаимовыгодных условиях. Ответа пока не последовало, но совершенно очевидно, что владелец решающего голоса по реконструкции действующего аэропорта, Иван Саввиди, без боя сдаваться не будет.