Ультрабуки первого поколения остаются узким нишевым продуктом, проигрывающим аналогам в соотношении цена-качество. Начиная продвижение концепции ультрабуков, компания Intel предположила, что к концу 2012 года их доля среди мобильных компьютеров достигнет 40 процентов, но на самом успешном американском рынке продажи едва превышают 10 процентов.
Согласно опубликованным в июле данным аналитической компании NPD Group, в первом полугодии текущего года объем продаж ультрабуков вырос на 11% относительно сопоставимого периода прошлого года.
Читайте также: Google запустил "Большого брата"
Однако основной рост произошел в ценовой категории премиум-устройств, цена которых начинается от $900: прирост составил 39%. А вот моделей ценой от $700, которые должны были обеспечить основной объем продаж, было реализовано на 3% меньше, чем годом ранее.
Эти цифры отражают ландшафт американского рынка, где продажи ультрабуков, по данным NPD Group, в первом полугодии выросли на 11%. Очевидно, что главным драйвером роста в США стало так называемое престижное потребление, а не реальные конкурентные преимущества изделий.
Однако на такой базе подмять заметную часть мирового рынка невозможно. На развивающихся рынках с существенно более низкой платежеспособностью населения абсолютное лидерство остается за нетбуками и планшетами, пользователи выбирают бюджетные устройства.
Еще по теме: Провайдеры против "порнографического бана"
Определенные надежды Intel, как концептуальный автор нового устройства, связывала со вторым поколением ультрабуков. В мае эти изделия на базе процессоров Ivy Bridge поступили на рынок. Однако с удешевлением продукта возникли проблемы. Судя по всему, планы снизить средние цены к третьему кварталу текущего года до $799 выполнены не будут. Это уже поняли в производственных конгломератах и пошли на сокращение выпуска ультрабуков.
Компания Acer уже объявила о сокращении планируемой ранее доли ультрабуков в своём общем объёме поставок мобильных ПК на 2012 год с 25-30% до 12-20%. По предварительным оценкам ASUS, ультрабуки займут 15-20% в общем объеме ее поставок. В компаниях HP и Toshiba доля этих устройств составит лишь 10% от их общего объёма поставок ноутбуков.
Читайте: Apple "взорвет мозг" акционерам
Цены на базовые модели останутся на уровне $860, а более продвинутые изделия потянут от $1000 до $1300. А значит, сенсорные планшеты и дешевые нетбуки по-прежнему являются намного более привлекательным способом потратить деньги. Средняя цена массовых ноутбуков в США равняется $510, против $885 за ультрабуки. В мае средняя цена ультрабуков в США впервые в истории ушла ниже $900. Еще в январе показатель составлял $927, а в мае снизился до $885. А вот ноутбуки даже немного подорожали — на 13%.
В ультрабуках второго поколения также будут использоваться сенсорные экраны, что также сложно назвать шагом в сторону удешевления продукта. Под них создается ожидаемая в октябре 2012 года Windows 8. В 2013 году производители обещают сделать машинку крайне экономичной и резко нарастить время автономной работы. Все это в совокупности способно действительно повысить интерес к ультрабукам, которые таким образом попытаются объединить в себе плюсы планшетов и мощь ноутбуков. В случае успеха в технологической части дело останется за малым — обеспечить снижение цен на этот продукт.
Это интересно: Планшетники не выдержат конкуренции
К тому же за попытками вторгнуться на этот рынок с ревностью наблюдают доминирующие игроки. Американский Apple, который является бесспорным лидером рынка планшетов с долей 68% и лидирует на рынке мобильных ПК в целом, не намерен допускать усиления конкурентов, в том числе и производителей ультрабуков. С помощью традиционного для американских вендоров патентного давления на успешных производителей.
Apple запатентовал форму корпуса MacBook Air, по лекалам которой выпускаются ультрабуки. Вот эту самую форму будут защищать в судах еще 14 лет, перекрывая доступ собираемым в Азии ультрабуков на самый емкий американский рынок.
Власти Тайваня уже начали консультации с местными производителями на предмет обжалования регистрации действительно небесспорного патента Apple. Именно за новыми генерациями ультрабуков и планшетов — ближайшее будущее мобильных ПК.