В Русской Арктике будут развивать туризм и создавать необходимую инфраструктуру. Сейчас это направление представлено челночными рейсами. На Новой Земле и на Земле Франца-Иосифа планируется создать четыре визит-центра для туристов, где они смогут остановиться. Конкуренцию в ледокольном круизном туризме России уже составляют Канада, США и Австралия.
Сейчас в этом регионе поставлен на поток только "ледокольный" туризм. Его можно отнести к категории круизного. Однако удовольствие это довольно дорогое, а число мест на судах ограничено - порядка 120 пассажиров за рейс.
Первый туристический рейс на Северный полюс на атомном ледоколе "Россия" был осуществлен в августе 1990 года. Об Арктике жителям России чаще напоминали сообщениями о достижении крайней северной точки Земли туристами на отечественных ледоколах. За это время туда свозили около 9 тысяч туристов.
В 2011 году на Северный полюс ходили 7 судов из России, США и Австралии, совершившие 11 круизных рейсов. В результате Русскую Арктику в прошлом году посетило 895 туристов, что значительно больше, чем в 2010-м, когда на шапку доставили около полутысячи путешественников. Однако только 10% из них было россиянами.
Читайте также: Брамины покусились на Арктику
Сегодня стандартный российский тур в Арктику представляет собой 12-дневное путешествие на атомных ледоколах стоимостью морских от 300 до 750 тыс. рублей в зависимости от класса судна, комфорта на борту и длительности тура.
Путевка включает в себя проживание на атомном ледоколе c четырехразовым питанием, посещением бассейна и спортзала. Зато авиационный перелет с большой земли до ледокола обычно не включаются в стоимость приобретаемого тура.
Еще по теме: Чайные примочки российским регионам
В 2009 последовало распоряжение правительства о создании парка Русская Арктика. В 2011 году он получил более 1,4 тыс. гектаров воды и суши, в том числе северная часть архипелага Новая Земля и 191 остров Земли Франца-Иосифа. Основной задачей парка является сохранение уникальных природных комплексов на подконтрольных России арктических территориях.
Арктические природные комплексы чрезвычайно уязвимы перед человеком, который никогда масштабно не осваивал эти территории. А потому важно не просто физически наращивать турпоток в этот район, а определить его оптимальные для тамошней окружающей среды параметры.
"Инфраструктура нужна не столько для развития туризма, сколько для проживания инспекторов и ученых. Они должны обеспечивать природоохрану, проводить научные исследования, и только третья функция нацпарка - проводить организованный туризм", - говорит Виктор Кузнецов.
Читайте еще: Алтайская стратегия: помогать, а не править
На островах планируется возвести четыре опорных пункта. Там будут оборудованы визит-центры, смотровые площадки с обогревом, туристические тропы, специальные транспортные средства, закрытые помещения для отдыха туристов, обещают в нацпарке. Кроме того, парк "Русская Арктика" разрабатывает сейчас новые маршруты экстремального туризма по территории парка. "К примеру, несколько лет назад мурманско-норвежская группа туристов устроила дайвинг у берегов Арктики, там у нас тоже очень красиво", - рассказывает ведущий специалист нацпарка Сергей Широкий.
Развитие гостевой инфраструктуры на островах позволит увеличить время пребывания туристов на суше. К тому же пребывание на берегу обходится значительно дешевле проживания на ледоколе. Это повлечет за собой снижение цен и повышение ассортимента предлагаемых туристических маршрутов и сервисов, что стимулирует приток туристов, рассчитывают специалисты.
Это интересно: Александр Радьков: "Туризму кризис нипочем"
На прошедшем в Архангельске Арктическом форуме российские ученые показали проект уникального города для северных широт, названного ими по имени милого мультипликационного медвежонка "Умка".Он разместится под огромным куполом и в условиях искусственно регулируемого климата с инфраструктурой замкнутого цикла жизнеобеспечения могут постоянно проживать тысячи полярников. К городу могут подключаться дополнительные функциональные модули, том числе такие «опции» как школа, детский сад, луна-парк, аквапарк, банный комплекс, киноконцертный зал.
Будущие арктические туристы наверняка массово пересядут на другой вид транспорта. Аренда ледоколов для круизных целей обходится слишком дорого, это вообще не лучший вид транспорта для туризма. Тем более, что с ростом объема грузопотока через Севморпуть суда ледового класса будут все больше заняты выполнением своих основных функций - проводкой судов.
Читайте: Лучший отдых - домик в деревне?
В Арктике еще с советских времен существует сеть аэродромов, которые были заброшены в 90-е годы. С возвратом интереса страны к этим территориям эта инфраструктура может быть восстановлена, а авиационные вояжи с проживанием в жилых модулях с замкнутой системой жизнеобеспечения на арктических островах обойдутся туристам дешевле круизов на стратегическом морском транспорте.