Cкидочные купонные сервисы уже завоевали западный мир и успешно окучивают российские просторы. Рост этого рынка на территории России идет двузначными темпами и, учитывая наличие значительного числа пока не охваченных сервисами городов, такая динамика еще некоторое время сохранится. Однако затем купонным сервисам придется активно мутировать.
Скидочные сервисы строят свой бизнес на коммуникациях B2C. Продавец товаров и услуг, заинтересованный в сбыте товара или увеличении числа потребителей услуг, предлагает скидки. Площадкой для организации и направления клиентов в направлении продавца и являются сервисы, которые реализуют купоны заинтересованным покупателям и делят прибыль совместно с продавцом. Потребитель же получает услугу по сниженной цене.
Читайте также: Дисконт приходит в каждый дом
Точных данных по совокупному объему рынка скидочных сервисов нет. По расчетам РБК. research, в 2011 году объем купонного сегмента составил около 42,3 млрд руб. При этом в 2012 году этот показатель, как ожидает аналитик РБК.research Инга Микаелян, сократится до 38,8 млрд рублей.
А вот директор по маркетингу и PR компании InSales Виталий Панарин оценивает общий объем рынка групповых покупок в России в прошлом году в 7 млрд рублей. В 2010 г. он составлял порядка 2,4 млрд рублей, что означает рост почти в три раза всего за год. По итогам 2012 г. эксперт ожидает роста оборота купонного рынка в 1,5-2 раза.
Однако количество купонных сервисов растет такими темпами, что рынок уже приобрел черты высококонкурентного. Только в России работает порядка 80 подобных сайтов, самые крупные из них уже распространились на территории сопредельных государств. Поделены и самые сладкие куски рынка — города-миллионники.
Читайте еще: Как англичан учили экономить
Это вынуждает наиболее прогрессивных игроков рынка развиваться сразу в нескольких направлениях. Во-первых, в условиях обостряющейся конкурентной борьбы сервисы вынуждены обращаться к аудитории покупателей, интернетом не охваченной. Тем более что есть огромная податливая масса не обладающих достаточными компьютерными навыками пенсионеров, которые явно будут рады купонной "халяве", особенно если придать ей благообразный социальный смысл. Выход в оффлайн за новой аудиторией — один из перспективных путей развития сервисов.
Во-вторых, купонные компании будут прикладывать все больше усилий к дальнейшей монетизации уже наработанной аудитории. Это будет создание собственных интернет-магазинов и подключение региональных порталов к распространению скидок. Шагами в этом направлении является и диверсификация размещаемых скидочных предложений. Сейчас купонные сервисы в основном "продают" медицину, языковые курсы, физкультуру/красоту и развлечения, в том числе и туризм. Это хорошо для старта и динамичного набора аудитории, но узковато для дальнейшего наращивания прибылей.
Еще по теме: Наличность делает нас еще беднее
Есть и по-настоящему смелые и интересные экспериментальные ходы. Любопытный пример поиска новых направлений демонстрирует Biglion, который в конце июня предложил 5 акций ОАО "Газпром" от компании "Финам" за 99 рублей вместо 762. Правда, продаются не акции, а только лишь пять форвардных контрактов (CFD) ОАО "Газпром", которые следуют динамике котировок акций этой энергокорпорации. Здесь мы видим и выход в совершенно новый сегмент фондового рынка и взаимодействие купонного сервиса с игроками этого рынка.
Однако главный ресурс и основа благосостояния купонных сервисов — это клиент, причем клиент "многоразового использования". И в этом смысле магистральным направлением для успешного развития сервиса является максимально тесная и честная работа с покупателями скидок.
В перспективе сногсшибательные скидки в 90% и даже 50% уйдут в прошлое, потому что абсолютно чистыми такие предложения быть не могут априори. А наиболее принципиальные в вопросах обслуживания клиентов сервисы будут пополняться и аудиторией менее щепетильных в этих вопросах компаний.
Это интересно: Google запустил "Большого брата"
А пока растет число потребителей, имеющих негативный опыт взаимодействия со скидочными сервисами. Как утверждают в Роспотребнадзоре, скидка не считается ни товаром, ни услугой, а поэтому привлечение недобросовестных компаний, торгующих столь специфическим продуктом, к ответственности, весьма затруднено. Поэтому пока пользователям рекомендуют обращать особое внимание на репутацию купонного сервиса, внимательно читать условия акции и не забыть проверить данные той фирмы, которая непосредственно продает товар или услугу.