Госдума накажет взяточников на российской таможне, переориентировав закон на европейский лад. Документ будет предусматривать наказание структур, виновных в задержании груза на границе более чем на сутки. Если сегодня сроки простоя на границе достигают пяти дней, то при вступлении России в ВТО счет будет идти на недели, что поднимет цену товаров.
Депутаты Государственной думы РФ, наконец, приступили к разработке новых правил для таможенной сферы. Известно, что сегодня эта структура в нашей стране возмутительно "хромает". Во-первых, в среде таможенных работников шантаж достиг катастрофических размеров. Грузоперевозчики, которым не посчастливилось познакомиться с мафией на таможне, называют суммы, которые порою превышают прейскуранты цен освобождения товара от всех налогов. При этом на отдельных таможенных постах существует близкая связь должностных лиц таможни с криминалитетом, что, очевидно, ведет к прямой угрозе для грузоперевозчиков, отказывающихся выплатить заоблачную сумму.
Читайте также: Не хочешь лететь - заплатишь
Во-вторых, на сегодняшний день водителей на таможне ожидают многокилометровые очереди. В ожидании растаможки грузоперевозчики могут провести не несколько часов, а несколько дней. А если учесть, что на границе не предусмотрено никакой инфраструктуры для длительного ожидания, то иногда это приводит даже к трагическим случаям. Так, согласно данным комитета по транспорту, за минувший год на контрольном пункте в очередях умерли семь человек.
А между тем, на таможенную проблему уже обратили внимание как нынешний премьер Дмитрий Медведев, так и президент Владимир Путин. Глава государства даже подчеркнул, что наведение порядка на границе должно стать приоритетной задачей депутатов. Однако время идет, а ничего не предпринимается. В чем же причина? Очевидно, в том, что таможенная сфера стала коррумпированной до основания.
Еще по теме: Невеселые молочники ждут защиты
Дело в том, что грузоперевозчик, желающий провезти товар через границу, должен в первую очередь обратиться в ФГУП "РОСТЭК" - компанию, которая является монополистом на рынке таможенных услуг. Между тем, данная монополия была создана той же Таможенной службой, предприятие представлено во всех регионах и находится непосредственно на границе.
Получается замкнутый круг: грузоперезозчик вынужден обращаться к сотрудникам "РОСТЭК", которые за деньги вновь оформляют документы и декларации, ранее составленные перевозчиком самостоятельно. Снова пересчитывается и стоимость груза, что, разумеется, занимает довольно длительный промежуток времени. Но только при обращении в компанию грузоперевозчик может быть уверен, что никаких проблем с прохождением границы у него не возникнет. Тех же, кто не желает прибегать к услугам "РОСТЭК", ждет уходящая за горизонт очередь таких же большегрузов, водители которых пожалели денег для работников таможенной сферы.
Читайте еще: Бизнесменам вольготнее на периферии
С этим очевидным фактом отмывания денег и предстоит побороться депутатам Госдумы. Между тем, правительство уже подготовило перечень предприятий, деятельность которых разрешена на пунктах пропуска, и в этом списке не упоминается ни одного работающего на коммерческой основе.
Но главной проблемой таможни является сам механизм ее работы. Бумажная волокита, так свойственная природе российского законодательства, и здесь сказывается на работе структуры крайне негативно. Из-за долгой возни с документами и во избежание долгих простоев на российских пропускных пунктах многие грузоперевозчики вынуждены искать обходные пути, например, через границу Украины или по территории Казахстана.
Удивительно, но в Европе процедура проверки груза на таможне занимает всего один час. И это является стандартом. Как же наша страна будет выглядеть в глазах Всемирной торговой организации, после вступления в которую товаропоток в Россию возрастет на 40%? Именно скорое вступление в ВТО подтолкнуло депутатов к решению таможенных проблем, которые могут возрасти в два раза. И если сегодня грузовики с товаром простаивают на границах по пять дней, то вскоре это будет уже десять- двенадцать дней. Но хуже всего то, что при простое на границе на ценниках импортных грузов будут включаться счетчики, и в результате россияне просто не смогут приобрести дорогостоящие товары.
Это интересно: Ядовитая мебель стоит дороже
Оценив такие мрачные перспективы, Госдума в спешке обратилась к законопроекту о транзите, который в этом году отпразднует три года с момента составления. Документ обещает кардинально изменить таможенную ситуацию и взять равнение на Европу. А это значит, что закрытая таможенная структура избавится от своей скорлупы, вследствие чего действия работников таможни попадут под контроль соответствующих органов.
Если в течение суток грузоперевозчик не проходит таможенный контроль, то ответственность за это будет нести та структура, из-за которой возникла проблема. И за задержку таможенник должен будет отчитаться в письменном виде, почему именно задерживается груз. Однако данный документ будет рассмотрен в Думе только осенью 2012 года, а жаркие летние месяцы снова обещают стать для грузоперевозчиков, путешествующих через российские границы, затянувшейся пыткой.