Вступление России в ВТО приведет к росту импорта иностранной свинины. Бизнес на отечественных хрюшках требует государственной поддержки и заявляет о необходимости многомиллиардных вливаний. В Минсельхозе подготовили проект госпрограммы по поддержке свиноводства, однако так ли необходимо стране гипертрофированное индустриальное свиноводство?
Российское промышленное свиноводство в последние годы совершило заметный рывок. За последние пять лет поголовье свиней возросло на 3,4 миллиона голов до 17,3 миллиона, производство свиней на убой увеличилось на 1,1 миллиона тонн в живом весе или на 53 процента и составило 3,2 миллиона тонн.
Читайте также: Барнаул берет сыр в свои руки
При сохранении текущей динамики производства показатели Доктрины продовольственной безопасности по свинине в объеме 85 процентов от потребления будут достигнуты уже в 2015 году (23,5 килограмма в расчете на душу населения). Такие обнадеживающие данные были обнародованы на коллегии Минсельхоза главой ведомства Николаем Федоровым.
Государство серьезно вложилось в отрасль, взяв на себя основную финансовую нагрузку. В 2005–2011 годах в отрасль вкачали 250 миллиардов рублей инвестиций, причем 50 миллиардов были привлечены частниками.
Однако в сельскохозяйственной отрасли и особенно в животноводстве с тревогой ожидают вступления страны в ВТО. Согласно достигнутым договоренностям, пошлины на живых свиней с момента присоединения к ВТО упадут с 40 процентов до 5-ти. Это спровоцирует рост потока импортных живок, доставляемых в страну на убой. Также с 25 до 15 процентов снизится пошлина на ввоз мясопродуктов — свиного шпика и субпродуктов.
Еще по теме: Без трубы в ВТО делать нечего
Вступление в ВТО неизбежно приведет к снижению цен в среднем по 10 рублей на килограмм. По данным РСПП, после вступления России в организацию срок окупаемости инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе увеличится с восьми до 12-ти лет.
"Для производителей очевидно, что условия, на которых Россия договорилась вступить в ВТО, приведут к снижению доходов в свиноводстве у наиболее эффективных предприятий как минимум вдвое (с сегоднядших 30-ти рублей на килограмм до 15-ти). Соответственно, сроки окупаемости большинства построенных в последние годы свинокомплексов превысят восемь лет, а во многих случаях поднимутся до десяти и более лет. Бизнес-планы придется пересматривать — ведь они готовились в иных условиях ведения бизнеса", — утверждает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
Тревоги свиноводов нашли понимание в Минсельхозе. "Это серьезная угроза, которую мы должны предвидеть сегодня и принять соответствующие меры", — отметил в субботу на коллегии министерства сельского хозяйства глава ведомства Николай Федоров.
Читайте еще: Современные фермеры — теперь online
По мнению главы ведомства, после вступления страны в ВТО для выживания отрасли необходимы инвестиции в объеме 140 миллиардов рублей в течение ближайших двух-трех лет, так как только 20 свиноводческих предприятий отрасли способны реально конкурировать с иностранными производителями по себестоимости производства мяса.
Каким образом иностранные производители добиваются конкурентных преимуществ, известно довольно хорошо. Это стероиды, антибиотики, спецкорма, транквилизаторы и другие препараты, превращающие и без того не самый полезный продукт в массового суперкалорийного убийцу.
Одно дело, когда от накачанной химией иностранной свинины отгораживаются высокими пошлинами. И совсем другое, когда с ней предлагают конкурировать, перенимая сомнительные технологии. Получается, что министр сельского хозяйства лоббирует выделение средств на фармакологизацию животноводства, чтобы сохранить доходы работающего в этом секторе бизнеса.
Это интересно: В русское молочко добавят гадости?
Что же касается проблем продовольственной безопасности, то в России свыше 40 процентов свиного мяса производится на частных домашних подворьях и, учитывая относительно низкие трудозатраты по содержанию свиней, частное минипроизводство при наличии спроса может вырасти в разы. Сей факт почему-то не нравится главе Минсельхоза, который явно видит в частниках конкурентов большому "свинобизнесу". По мнению Федорова, индивидуальное свиноводство — это "очень серьезная проблема, на которую необходимо обратить особое внимание".
Не стоит забывать и о том, что значительная часть граждан страны не приемлет свиное мясо по религиозным и иным мотивам. Поэтому свиноводство — пожалуй, последний сегмент сельского хозяйства, о судьбе которого стоит волноваться в связи с вступлением страны в ВТО. Причем развивать фермы стоит не за счет интенсификации производства, практически целиком завязанной на "фарму", а путем диверсификации комплексов. Крупные поголовья скота оставляют после себя такое количество ненужных продуктов и отходов, что их грамотная утилизация становится неплохим источником прибыли. Это будет стоить денег, однако повысит устойчивость свиноводческого бизнеса.
Читайте: Кто поможет российским свиньям?
Например, в Германии на свинофермах работает свыше порядка 4,5 тысячи биогазовых установок, а до 2020 года их число должно увеличиться в десять раз. Уровень производства электричества на таких фермах избыточен. Биогазовые установки не просто обеспечивают энергией все хозяйство, но и позволяют продавать электричество. Важно и то, что инвестиции такого рода вряд ли можно будет классифицировать как господдержку отрасли, от которой РФ после вступления в ВТО должна будет постепенно отказаться.