Авиабилеты могут стать невозвратными. В Минтрансе разработаны поправки в Воздушный кодекс, позволяющие авиаперевозчикам распространять среди пассажиров билеты, которые невозможно сдать обратно. Это сделает тарификацию более гибкой и стабилизирует финансовые потоки компаний. Однако наиболее выгодной такая практика окажется для туроператоров.
По расчетам экспертов Минтранса, пассажиры крупнейших авиакомпаний стран, на которые приходится порядка 70% перевозок ("Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "ЮТэйр", "Россия"), вынуждают компании возвращать им порядка 8% от выручки.
Речь идет о сумме свыше 20 миллиардов рублей в год. В действительности же, с помощью невозвратных тарифов компании сумеют удержать лишь часть этого оборота, так как практика возврата не может быть отменена полностью.
Читайте также: Взлетная полоса для Минтранса
Причем на сегменте так называемых NO-SHOW-пассажиров авиакомпании, судя по всему, сейчас зарабатывают немало. Как известно, неявка пассажира на рейс или опоздание на регистрацию на рейс признается авиакомпанией как отказ пассажира от воздушной перевозки. Денежки компания оставляет себе. По распространяемой в СМИ информации, в среднем порядка 15% пассажиров на рейс не являются и не получают свои деньги назад. В некотором смысле NO-SHOW-пассажиры - идеальные клиенты перевозчиков. Деньги платят, а услугу не требуют.
В Минтрансе же исходят из того, что "возвратники" заставляют платить за себя других пассажиров, так как компании формируют тарифы, закладывая туда и возвраты. Как бы само собой подразумевается, что авиаперевозчики управляются людьми широкой души, и после введения невозвратных билетов они, конечно же, пойдут на снижение тарифов по причине сокращения издержек. Фигурирует даже цифра в 7 миллиардов рублей, на которые обрадованные перевозчики якобы совокупно снизят тарифы. Опыт же подсказывает, что такая зависимость не работает никогда, или почти никогда.
При этом предполагается, что невозвратные тарифы должны быть экономически привлекательны для потребителя, то есть такие билеты должны продаваться дешевле остальных, считают эксперты.
Еще по теме: Минтранс подрезает "Аэрофлоту" крылья
Российские авиакомпании не раз пытались возобновить продажи билетов без права возврата уже с момента запрета использования подобных тарифов с 2008 года. В 2010 году на это обратила внимание Федеральная антимонопольная служба, потребовавшая искоренить эту практику, как противоречащую Воздушному кодексу.
Согласно Воздушному кодексу РФ и закону о правах потребителя, пассажиры могут отказаться от полета, если сообщат об этом перевозчику чем за 24 часа до вылета. В таком случае авиакомпания должна выплатить полную сумму денег за билет. Если же отказ от полета поступает менее чем за сутки до вылета самолета, то авиаперевозчик может оставить себе не более 25% стоимости авиабилета.
При этом авиакомпании продолжили нарушать закон в свою пользу, приспособившись к существованию в условиях безоговорочного возврата и научившись зарабатывать на этом, хотя по законодательству пассажир должен остаться "при своих".
Читайте еще: Россия устремилась в "открытое небо"
Авиаперевозчики используют системы штрафов при отказе от уже оплаченной услуги. Крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" давно применяет практику платного аннулирования бронирования, забирая с пассажира по 35 евро на международных рейсах и 1400 рублей для билетов по России. Если пассажир изменил планы менее чем за сутки до вылета, то кроме платы за отмену бронирования с него удержат и вышеупомянутый 25%-й штраф.
Невозвратные тарифы позволяют авиакомпаниям страховать и распределять риски, продавая значительную часть билетов заблаговременно. Это автоматически повышает загрузку кресел на рейсы, а значит, и экономическую эффективность перевозчика. Традиционно высок процент продаж таких билетов у авиакомпаний, работающих по "low-cost-модели". Но это на западе.
Попытки адаптации этой модели к российским условиям к заметным успехам не приводили. Банкротами признаны пытавшиеся занять эту нишу "Авианова", Sky Express, причем только первая компания была похожа на чистого лоукостера.
Читайте: Как тяжко быть лоукостером
Введение невозвратных тарифов могло бы помочь работающим в этом сегменте компаниям, но вряд ли заставит работающих перевозчиков целиком уйти в "low-cost". Скорее это невозвратные билеты будут просто интегрированы в тарифные планы компаний и продаваться по акциям или в системах бонусов и скидок.
Причем нынешние билеты по минимальным тарифам могут целиком уйти в сегмент "невозврата". Минтранс предлагает сделать невозвратными до 30% продаваемых авиакомпаниями билетов. Разумеется, перевозчики этот лимит попытаются использовать полностью, даже в том случае, если спроса на такое количество невозвратных билетов не будет.
Это интересно: Дешевая авиация в России не летает
Кстати, спрос в этом случае можно будет подкорректировать "одним движением руки". Достаточно увеличить предельно возможный срок возврата билетов с обратной выплатой средств, и россияне станут автоматически покупать невозвратные, так как других в кассе не будет по закону. Ведь большинство наших сограждан приобретают билеты за пару-тройку дней до вылета.
Так что выгоды этого законопроекта для граждан совсем неочевидны. Зато крайне заинтересованы во введении таких билетов и туристические операторы, которые также смогут гарантированно оплатить загрузку чартеров.