Спикер Госдумы Сергей Нарышкин посетил с визитом Белоруссию. Пока тамошний президент Александр Лукашенко катается по Латинской Америке, наш председатель парламента обсудил нюансы создания Евразийского экономического союза со своим коллегой. Поговаривают, что появление новой валюты, от которой открещивались Минск и Астана, все-таки не за горами.
Россия, Белоруссия и Казахстан Таможенный союз создали, техрегламент обсудили, границы для торговли открыли, но вот чем расплачиваться за эти самые товары? Тут к единому мнению пока не пришли. Россия, и небезосновательно, предлагает в качестве единой валюты свой рубль. Раз наши денежки полюбились странам БРИКС, так почему бы членам ТС не последовать их примеру и не расплачиваться за всякие "вкусности" российской валютой? Но нет. Минску такая идея совсем не понравилась. Несмотря на то что нули белорусской валюты еле умещаются на банкнотах, Александр Лукашенко сразу предупредил Кремль: не согласен он на такой обмен, и все тут.
Читайте также: Белоруссия "сдалась" Таможенному союзу
Правда, так как альтернативы белорусский лидер своим партнерам не предложил, введение единой валюты повисло в воздухе. Сам Евразийский экономический союз, площадку которому проложил ТС, по планам трудящихся, заработает в 2015 году. То есть вот уже торжественное открытие на носу, а конкретики никакой. Да и Сергей Нарышкин, будучи с визитом в Минске, ясности в этот вопрос так и не внес. Выступая перед студентами и профессорско-преподавательским составом Академии управления при президенте Белоруссии, он туманно отметил: "По мере формирования ЕЭП и создания Евразийского экономического союза будут созданы новые условия, при которых процесс формирования Союзного государства Белоруссии и России тоже может быть завершен, в том числе окончательно принято решение по единой валюте Союзного государства. А может, встанет вопрос и о создании единой валюты Евразийского экономического союза".
Еще по теме: Москва грозит Батьке траншем
Оно и понятно. Как ни крути, но единая валюта - это самый последний кирпич, заложенный в экономическую интеграцию. И тут нельзя не учитывать пример евро и все тяжести, которые взвалили на себя страны, перешедшие на единую валюту. Расплачиваться рублями, тенге, белорусскими "зайчиками" или чем-то принципиально новым - это вопрос отнюдь не праздный. В такой степени доверять друг другу могут только страны с близкой идеологией, культурой и даже менталитетом. Как мы видим, многим увязшим в еврозоне странам оказался чужд принцип солидарности и раздела финансовой ответственности. Так, Западная Европа совершенно спокойно перешла на евро, а вот южане оказались к этому морально не готовы.
В ситуации создания Евразийского экономического союза "идеальными кандидатами" остаются только Россия и Белоруссия. На каких трех китах будет стоять этот конгломерат - пока неизвестно. Ясно лишь то, что подспудно все участники учитывают опыт Советского Союза, когда консолидация была проведена под знаменем "трудящихся". И если Александр Лукашенко может поупрямиться, но все-таки пойти на мировую и введет на территории Союзного государства российский рубль, то Нурсултан Назарбаев будет более последователен в своих решениях. Поскольку Казахстан, похоже, вообще не слишком доволен тем, что приходится заимствовать в качестве фундамента советскую идеологию, пусть и заточенную под современную глобальную экономику.
Читайте еще Долгая дорога к Евразийскому союзу
В Казахстане рубль не имеет статуса свободно конвертируемой валюты. Если бы все было иначе, то национальная валюта - тенге - могла бы ослабить доллар, но пока там, так же как и на Украине, американские "вечнозеленые президенты" рулят кредитно-денежной сферой. Такова уж политика Национального банка, которую экономические эксперты нещадно критикуют.
"Длительная фаза курсовой стабильности, игнорирующей перемены во внутренней и внешней экономической среде, заканчивается одномоментной девальвацией казахстанской валюты, как этой было в 1999 и 2009 годах", - приводит слова экономиста Тулегена Аскарова информационное агентство Regnum.
Он также уверен, что настоящая реальность представляет собой переход к корзине валют стран-участниц союза, на основе, которой может появиться наднациональная платежная единица для организации расчетов между ними в безналичной сфере. И этот максимум может быть эффективнее, если рубль как раз станет свободно конвертируемым на территории Казахстана.
Это интересно: Вне Союза: Азиатский швец, жнец и игрец
И тогда Москва заимеет серьезный козырь в вопросе введения рубля в качестве единой валюты в Евразийском союзе, а, значит, сможет уломать Казахстан быстрее, чем тот думает.