Суд защитил честь мультипликационного героя Винни-Пуха, которого московский бизнесмен едва не превратил в бренд собственной продукции глазированных сырков. Желающему сколотить состояние на имени героя Заходера воспрепятствовал Роспатент. Но на мировом рынке обитают и приносят высокий доход еще несколько мультяшек советского производства.
Могли ли подумать юные поклонники героя Бориса Заходера, что их любимчик станет яблоком раздора, которое прикатится прямо в арбитражный суд Москвы? "Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь", - напевал Винни-Пух в одноименном мультфильме. Но предприниматель Александр Вольнов, по-видимому, с детства тяготевший к трогательному герою с голосом Леонова, решил: не тучка, не медведь, а глазированный сырок! И поместил рисованного медведя на продукцию, выпущенную собственной компанией. Дело было еще на рубеже веков, в 2000 году. Дальше началась очень мутная история, где ключевую роль сыграл "Союзмультфильм", который незамедлительно встал грудью за честь Винни-Пуха.
Читайте также: Бизнесмены слетелись на "Бурановских бабушек"
В суде оказалось, что Винни совсем не так прост, как кажется, ибо его "ценность" создатели советского мультфильма оценили в 6 тысяч долларов. К слову, даже пчелы из мультфильма оказались вполне себе дорогостоящими - каждую из них "Союзмультфильм" оценил в 3 тысячи долларов. Казалось бы, иск киностудии вполне обоснован, поскольку именно ее творческий коллектив создал и выпустил в 1969 году три серии феноменального мультфильма, фразы из которого в миг стали крылатыми. Однако полоса неудач, которая преследует пожилую киностудию, в очередной раз наложила отпечаток на исход дела.
Суд решил, что "Союзмультфильм" не обладает авторскими правами на неуклюжего мультяшку. Винни всецело принадлежит двум художникам - Эдуарду Назарову и Владимиру Зуйкову, а у них с предпринимателем Вольновым сразу был заключен соответствующий договор. В результате представители киностудии поняли, что зря колотили себя в грудь, и отозвали иск. Однако тяжба продолжилась и без них. Вольнов, получивший во владение образ рисованного героя, захотел получить его имя и использовать как марку. Но неожиданно объявился наследник Бориса Заходера - автора книги "Винни-Пух и все-все-все". Потомок талантливого писателя Андрей Деревянский не пожелал передать права Александру Вольнову.
Еще по теме: Нелегальным продавцам грозит тюрьма?
Спустя десять лет в конфликте вокруг уже немолодого 43-го Винни-Пуха обозначились некоторые продвижения. На днях Роспатент отказал бизнесмену Вольнову в выдаче разрешения на использование товарного знака "Винни-Пух". Надеясь обойти стороной несговорчивого писательского сына, московский бизнесмен блеснул перед патентной палатой согласием от Виктора Вебера, автора нового перевода книги на русский язык, выпущенной в 2004 году. Коварный план неугомонного поклонника Винни не удался. Патентное ведомство осталось непреклонно в своем вердикте: "Персонаж Б. Заходера не является точной копией персонажа А. Милна и наделен определенными оригинальными и узнаваемыми чертами".
Ниточка снова привела Вольнова в Деревянскому, но теперь у него появился лучик надежды, ведь 20 июня 2012 года стало известно, что потомок Заходера не хочет дальше "содержать" права на "русского" Винни-Пуха. По мнению Андрея Деревянского, Винни не приносит ему прибыль, поэтому продлевать права на этот знак в 2013 году потомок писателя не собирается. И вполне возможно, что на улицу бизнесмена Вольного придет, наконец-то, праздник. А стоила ли игра свеч?
Маркетологи признают очевидною выгоду использования знаменитых персонажей для продвижения продукции, в первую очередь ориентированной на детей и подростков. В США данный прием уже давно активно используется, что приносит стабильный доход не только компаниям, приобретающим потент, но и создателям мультяшек. Благодаря четкому законодательству в сфере авторских прав компания Disney, по всей видимости, уже является счастливым владельцем аналога "хранилища дядюшки Скруджа".
Читайте еще: Бизнес пошел в социальные сети
Между тем, российские бизнесмены не разделяют ажиотаж западных коллег. Поскольку только немногие первопроходцы, которые для продвижения своей продукции эксплуатируют персонажей из богатого советского прошлого, могут извлечь из этого выгоду.
Наиболее ярким примером вовлечения советской мультяшки на современный рынок является продукция "Простоквашино" с котом Матроскиным на упаковке. Удивительный взлет карьеры для кота, единственной мечтой которого была корова, дающая парное молоко. Талант знаменитого персонажа первой заметила компания "Юнимилк". И использование этого бренда позволило предприятию увеличить продажи продуктов более чем в три раза.
К слову, из всех персонажей мультфильма "Каникулы в Простоквашино" Матроскин оказался самым харизматичным, поэтому именно он выжил после ребрендинга, проведенного компанией "Юнимилк" в 2008 году. На радостях от роста прибыли владельцы предприятия дрешили расширить линейку продукции с героем, который ест бутерброд колбасой вниз, "потому что так вкуснее".
Читайте: ВТБ проиграл борьбу за детство
Однако успех "Юнимилк" на сегодняшний день никто не повторил. Волк из мультфильма "Ну, погоди!", на которого делала ставку сеть "Пятерочка", несмотря на свою бешеную популярность, дохода компании не принес. А между тем, директора "Пятерочки" выложили крупную сумму на приобретение авторских прав на этого бирюка, пользовавшегося неслыханной популярностью в советском прошлом. В 2005 году за патент на персонажей "Ну, погоди!" "Пятерочка" выложила, ни много ни мало, 400 тысяч долларов. Компания решила сделать ремейк, и выпустить пару новых серий, но оглушительного успеха не последовало. Более того, через некоторое время "Пятерочке" пришлось кардинально сменить концепцию рекламной кампании.
Пожалуй, самая головокружительная карьера ждала наиболее трогательного персонажа советской мультипликации - Чебурашку. Из телефонной будки неизвестное существо с большими ушами направилось аж в Страну восходящего солнца, где его ожидал оглушительный успех и множество таких же вымышленных "игрушек безымянных". Случилось это два года назад - японцы выкупили бренд Чебурашки, которого впервые увидели в 2001 году и полюбили как родного.
Чебурашку привезли в Японию, дали ему собственный сайт и стали строить на его образе огромные капиталы. В стране повсеместно продаются разнообразные сувениры с изображением Чебурашки: брелоки, футболки, ручки, портфели, кошельки, конфеты и так далее. Славой Чебурашки в Японии можно только гордиться. К слову, чуть позже на японском рынке появился еще один персонаж из советского прошлого - Ежик. Тот, который в тумане. Сколько йен заработали предприимчивые японцы на российских товарных знаках, можно только догадываться и восхищаться.
Это интересно: Евгений Федоров: Бизнес России на крючке США
В отрезвляющей российской действительности происходит обратный эффект. Отечественные арбитражные суды сегодня полнятся множеством мелких исков на нарушение авторских прав при использовании тех же Чебурашки, Матроскина, Карлсона, Винни-Пуха, Пятачка и многих других персонажей из мультфильмов. Советских мультяшек на родине решительно не хотят превращать в бренд. Видимо, поэтому большинство наших бизнесменов не спешат использовать их в маркетинге, несмотря на то, что такой прием приносит неоспоримую выгоду.
Беда кроется в Законе об охране товарных знаков, который на сегодняшний день работает крайне плохо. И наши предприниматели, пожелавшие вдохнуть новую жизнь в карандашных и кукольных персонажей, должны припасти несколько пар штанов для того, чтобы протирать их в залах арбитражных судов. И пока данный законопроект ни будет усовершенствован, финансовый потенциал героев советских мультфильмах так и останется нераскрытым.