В Дагестане прошел ставший традиционным экономический форум. На открытии присутствовали и полпред президента в Северокавказском федеральном округе Александр Хлопонин, и много других статусных гостей. Сегодня республика активно пытается привлечь инвестиции. Однако можно ли вести бизнес в Дагестане? Ответы - у нашего специального корреспондента.
На площадке перед зданием экспо-центра, где проходило мероприятие, несколько голов очень крупного рогатого скота - быки особой породы, с которыми не хотелось бы встретиться вне вольера. Рядом палатка - с натуральными молочными продуктами отличного качества. Несколько видов сыра, один из которых овечий, тут же можно окунуть в жирную, почти желтую сметану, и насладиться божественным сочетанием вкусов. Ко всему этому полагается свежий горячий лаваш. Таким образом дагестанцы убеждают многочисленных гостей инвестировать в развитие местного животноводческого комплекса. И качество, надо сказать, убеждает.
И тем не менее, самые популярные экспозиции - у Кизлярского и Дербентского коньячных заводов, по очевидной причине: проводятся бесплатные дегустации напитков. Желающих много, но качество действительно подкупает. Безалкогольные напитки местного производства тоже из натурального сырья. Если бы мы не знали, что Дагестан сейчас охвачен идеей развития местных курортов, то были бы уверены, что главная цель форума - это развитие индустрии продовольствия.
Читайте также: Кавказ съедает безработица
И, похоже, создать бренд "сделано в Дагестане" можно быстрее, чем убедить среднего москвича ехать загорать на махачкалинский пляж. Но перед тем, как продукты из Дагестана смогут появиться на прилавках других российских городов, пройдет, видимо, немало времени. На сегодняшний день овощей-фруктов в республике производится в два раза больше, чем в советское время. Но продать их в два раза сложнее. Нет современных предприятий, которые могли бы позволить хранить продукты, нет возможности транспортировки, не отработана логистика, нет налаженного сбыта.
С туризмом вообще двоякая ситуация. Дагестан является участником всех мегамасштабных проектов развития этой индустрии в регионе. Под эти проекты планируется выделение баснословных инвестиций из федерального центра, отчего возникают амбициозные проекты, вплоть до строительства новых городов. То есть, развитие туризма здесь будет происходить не на голом энтузиазме, а на базе очень даже солидных инвестиций. Другой вопрос, есть ли в этом практический смысл?
С борта самолета, прилетающего в аэропорт Махачкалы, легче всего создать представление о местах будущего курортного строительства. Неоднозначное впечатление. Лысоватые, коричневые горы, огромная, раскинувшаяся между берегом и морем степная равнина. Море лишено какой-то привычной лазурной голубизны, которая так манит туристов. Оно скорее похоже на большие северные озера, серое, без экстремальных волн. Свободной для туристического строительства земли полно, даже у береговой линии есть немало мест. И, прямо скажем, есть в этих же широтах курортные зоны с куда более привлекательным антуражем. А, с другой стороны, если представить себе средиземноморские курорты без отелей и искусственных насаждений, то будет такая же малопривлекательная картинка жаркой полупустыни. Поэтому то, что получилось у турок, может сложиться и у дагестанцев.
Читайте по теме: Вместо Сочи в Махачкалу
Спустившись с небес на землю, мы приехали в город Каспийск, ближайший спутник Махачкалы. Он находится прямо на берегу. Пляжа как такового нет, есть небольшой обрыв перед берегом. Ясно, что плавать курортники будут не здесь, но невольно появляются сравнения с Сочи, Абхазией или Крымом. Главное природное богатство Дагестана - горы, где есть великолепная природа, абсолютно аутентичная среда обитания, море свежего воздуха и прекрасные продукты. И именно горы принято рекламировать "всем миром". Нас подвозит таксист, родом из Гуниба, родины Имама Шамиля. Первое, что он делает, узнав, что мы из Москвы, достает мобильник, в котором фотографии его родных мест, строящейся ГЭС, горные пейзажи. Он готов отвезти нас туда хоть сейчас.
Но нам критически не хватает времени, чтобы оценить всю красоту дагестанской природы. Нам в один голос говорят: "Надо ехать в Дербент". Самый древний в России город имеет все для того, чтобы быть туристическим центром у моря - древние кварталы, горы, спускающиеся прямо к побережью, и даже неприветливый Каспий становится здесь больше похожим на южное море.
А вот судьба Махачкалы во всей этой конструкции почти предрешена - быть транспортным узлом для пересадки туристов. Но между тем, это город, который несомненно стоит посетить. Здесь нет каких-то особых архитектурных памятников, но есть замечательная и очень недорогая кухня и совершенно особое ощущение свободы - в частности, от необходимости соблюдения правил дорожного движения. Наблюдать за жизнью почти не регламентированного правилами города очень даже интересно.
Алтайская стратегия: Помогать, а не править
Сейчас тут только и говорят, что о баснословных деньгах, которые должны прийти на развитие туристического комплекса, не только от федерального центра, но и от частных инвесторов. Серьезные вложения намерен сделать самый богатый дагестанец - предприниматель Сулейман Керимов, говорят и о контрактах с китайцами, готовыми инвестировать миллиарды долларов. Согласно общественному мнению, эти проекты уже разделили между собой территорию дагестанского побережья.
Впрочем, на пути превращения Дагестана в туристический кластер остается масса проблем, главная из которых - безопасность. Пока же городское пространство Махачкалы, равно как и других республиканских городов, стало местом проведения спецопераций, со всеми сопутствующими неудобствами.