Пока экономисты всего мира гадают, накроет ли нас вторая волна кризиса, обыватели придумывают свои способы противостоять вероятным пертурбациям в экономике. Один из них — распространение такой формы альтернативных экономических отношений, как "банк времени". Хотя придумали их в СССР, развитие "банки времени" получили в США и Великобритании.
Идею использовать в качестве валюты не какие-то условные бумажки и кусочки металла, а неосязаемую, но единую для всего мира единицу времени — час, впервые выдвинул в далеком 1976 году советский психолог и инженер Владлен Лившиц. Уже через год на базе хлебокомбината города Кохтла-Ярве был создан первый в мире "банк времени". Сотрудники предприятия были переведены на гибкий рабочий график, одним из основополагающих принципов их деятельности стала активная и взаимная помощь коллегам, а затем и сотрудникам другим организаций — тамошних НИИ сланцев и ТЭЦ. После того, как с необычным производственным опытом советских хлебопеков и кочегаров познакомился американский журналист Дэвид Шиплер, идея Лившица получила развитие и в Соединенных Штатах.
Однако за океаном "банки времени" нашли применение не в производственных отношениях, а в качестве инструмента повышения эффективности деятельности волонтерских организаций. Концепция "банка времени" стало основой для обществ взаимопомощи, в которых каждый помогал другим тем, что умеет делать сам, получая взамен то, в чем компетентны другие — от поклейки обоев до уроков игры на арфе. Делая что-то для других, участник "банка времени" накапливал время, за которое мог купить те услуги, которые ему необходимы. Тем самым "банки времени" способствовали развитию новой формы горизонтальных социальных связей.
Читайте также: "Живые" деньги миру не по карману
Их распространению послужила и книга юриста и общественного деятеля Эдгара Кана "Больше нет одноразовых людей". При его непосредственном участии были созданы первые "банки времени" в США в 1987 году и Великобритании годом позже. Именно на Туманном Альбионе эта социальная концепция снискала наибольшую популярность. В Соединенном королевстве сейчас успешно функционируют порядка 110 подобных клубов взаимопомощи, объединяя несколько десятков тысяч человек.
А вот на родине идея Владлена Лившица после крушения СССР оказалась невостребованной. Ведь стержнем любого подобного сообщества, в основе которого лежит добрая воля его участников, может быть только взаимное доверие. А вот как раз его-то в постсоветских республиках наблюдался острый дефицит. Потребовалось почти 20 лет, чтобы начала срастаться социальная ткань, разорванная крушением коммунистической империи. Первый "банк времени" в России появился в 2006 году в Нижнем Новгороде.
Читайте по теме: Виртуальные преступления — реальные деньги
Вчера в московской лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher одна из ее основательниц, директор по развитию нижегородской добровольческой службы Наталья Никитина провела семинар "Экономика без финансов". Она рассказала собравшимся, что главная задача подобных организаций — не просто сделать людей более независимыми от превратностей экономики, на развитие которой они все равно не могут оказать существенное влияние, главное — это, конечно же, формирование низовых социальных связей, преодоление разобщенности людей. Одновременно люди, ставшие "клиентами" "банков времени", открывают для себя новые возможности для самореализации, узнают что-то новое и получают шанс ощутить себя полезным для других.
Тем не менее, именно финансово-экономический кризис 2008 года послужил стимулом для развития "таймбэнкинга" в нашей стране. Сейчас, по словам Натальи Никитиной, на его основе работают добровольческие организации в 12 российских городах. Основной проблемой для их широкого распространения остается недостаток доверия россиян друг к другу. Именно поэтому наиболее перспективной и прочной формой функционирования "банков времени" в России Наталья Никитина считает локальные организации построенные по соседскому принципу, когда все участники другу друга хорошо знают.
Это интересно: Как из гастарбайтера вылепить клиента
Эта проблема дефицита доверия не является только уникальной особенностью наших соотечественников. По той же причине чуть не заглохло движение таймбэнкинга в Польше. Возможно, она выступает реакцией на выхолощенную демонстративную социализацию коммунистического периода, когда человека просто принуждали ставить интересы других выше собственных.
Но худо-бедно развиваются и другие формы взаимопомощи, более высокого уровня. Естественно, широчайшие возможности для объединения людей, которые хотят помочь окружающим своим условно бескорыстным трудом, предоставляет Всемирная паутина. В рунете успешно работают специализированные сайты together. ru, timebank. ru и другие. А на Украине сеть стала и площадкой для еще более продвинутого объединения локальных организаций — региональной обменной системы "Банк времени", в которую входят не только местные, но и зарубежные общества взаимовыручки. К такому же формату, как отметила Наталья Никитина, стремятся и ее коллеги. И тогда эта "безденежная" экономика станет в нашей стране вполне реальной.