Вчера в Международном торговом центре на Красной Пресне состоялась юбилейная церемония вручения премии "Золотой Меркурий", которая была задумана и учреждена российской Торгово-промышленной палатой для поощрения и продвижения лучших представителей отечественного бизнеса. С цветом российского предпринимательства знакомился корреспондент Bigness.
"Золотой Меркурий" представляет собой статуэтку римского бога торговли работы известного скульптора Владимира Суровцева, многометровый оригинал которой красуется перед входом в Международный торговый центр. Ее вместе с ценными призами уже десять лет вручает лучшим представителям малого бизнеса и предприятиям-экспортерам российская Торгово-промышленная палата при поддержке Минэкономразвития и Минрегиона.
Но главной наградой для победителей и лауреатов престижного конкурса является, конечно, не произведение замечательного ваятеля и даже не ценные призы. Главным стимулом для соискателей премии выступает право использовать эмблему престижного конкурса для продвижения своей продукции. О высокой репутации "Золотого Меркурия" среди предпринимателей можно судить хотя бы по тому, что с каждым годом в борьбу за статуэтку Владимира Суровцева вступает все больше и больше представителей бизнеса из самых разных уголков огромной страны.
Читайте также: Центр регионам ни копейки не даст
Причем, как отметила исполнительный директор конкурса Наталья Бабенко, соискатели премии прибавляют не только в количественном плане, но и в качественном. Она призналась во время церемонии награждения, что если в первые годы проведения "Золотого Меркурия" основными участниками конкурса были компании из сферы услуг, торговли и производства товаров массового спроса, то теперь наиболее острая конкуренция разворачивается в номинациях промпроизводства и инновационной деятельности. Наталья Бабенко отметила высокий образовательный уровень руководства малых предприятий и уникальность разработок и ноу-хау вкупе с их высоким научным уровнем.
Сама церемония награждения была столько же увлекательной, как и все мероприятия такого рода: победители и номинанты выходили, получали, что следует, говорили приличествующие случаю речи и удалялись восвояси. Большинство из них не слишком привычны к торжественным речам, так что значительно интереснее выступлений лауреатов были презентационные ролики их предприятий, которые крутились на экранах по обе стороны сцены.
приехали из Алтайского края и со Смоленщины, из Татарстана и Вологодской области. Правда, среди экспортеров доминировали все же столичные компании и предприятия оборонного комплекса. Но это и понятно: малому бизнесу в регионах трудно пока бороться за присутствие на внешних рынках. Для такого качественного прорыва ему необходима всемерная поддержка со стороны государства и местных администраций. Вариантов здесь может быть много.
О своем видении такой поддержки перед началом церемонии журналистам поведал президент российской Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Один из способов поддержки малого предпринимательства он связывает с государственным заказом.
Читайте также: Правительство пригреет малый бизнес
Однако не только увеличение обязательной доли малого бизнеса в госзаказе должно помочь ему выйти на новый уровень. Также необходимо увеличить сумму контрактов, на которые могут претендовать такие предприниматели, уверены в руководстве Торгово-промышленной палаты.
"Второе, чего бы мы хотели, это увеличить предельную сумму госзаказа с 15 до 30 миллионов рублей. Мы уверены, что малый бизнес уже вполне способен такого рода заказы осваивать. Это было бы особенно справедливо для предприятий, которые освоили сложные технологии. Таких предприятий у нас немало. Так что теоретически у нас поддержка есть. Посмотрим, что получится на практике, во время обсуждения законопроекта в Госдуме", — отметил Сергей Катырин.
Но золотого дождя госзаказа совсем недостаточно, чтобы на ниве российского предпринимательства взошли здоровые, конкурентоспособные всходы. Для повышения качества продукции, которую бизнес поставляет государству, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках нужен соответствующий контроль со стороны госструктур. И контроль этот, уверен Сергей Катырин, должен носить характер независимой экспертизы.
Это интересно: Евгений Маврин: Экономика без границ
"Что нас очень волнует, с чем мы постоянно сталкиваемся в своей практике, это экспертиза того, что делается за государственные деньги. Мы говорим о том, что необходимо привлекать независимых экспертов. Я говорю "независимых", потому что экспертиза у нас есть, ведомственная. На всех этапах: размещения, хода выполнения, итогов выполнения. И на всех уровнях, начиная с муниципального и заканчивая государственным. Я когда аргументировал это президенту, сказал, что у нас есть такой опыт. Мы работали с Министерством обороны, нас пригласили на их склады посмотреть продукцию, которая не является сугубо военной — обмундирование, питание… И мы обнаружили несоответствие и контрактам, и тем нормам, которые прописаны в контрактах. По некоторым партиям оно доходило до 50-70 процентов.
Мы серьезно сумели изменить ситуацию за время работы с Министерством обороны. Мы научились работать с генподрядчиками прямо на предприятиях, с тем чтобы не возить продукцию туда-сюда. Многие из них начинали проверять качество с момента поступления сырья. Почему мы говорим о независимой экспертизе? Потому что у Минобороны была своя ведомственная экспертиза, тем не менее цифры несоответствия по продукции я вам назвал. Я никого не хочу обвинять, но приходиться признать: у ведомственной экспертизы есть соблазн на что-то закрыть глаза, на каких-то особых условиях пропустить… Потому мы говорим, что должна быть независимая экспертиза. Это могут быть эксперты РТПП, других независимые организации., главное, чтобы не то ведомство, которое размещает заказ", — заявил руководитель Торгово-промышленной палаты.
Читайте еще: Средний бизнес сразится за госзаказы
Как образно выразился во время торжественной церемонии глава комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, малый и средний бизнес — это не просто коммерческая деятельность, это состояние души. Возможно так и есть, но и его экономическое измерение все весомее и весомее. Сейчас малый и средний бизнес обеспечивают 21 процент отечественного ВВП. А чтобы сбылось пожелание гендиректора ЦМТ Владимира Саламатова и эта доля возросла до 50, нужно создавать благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечив одновременно жесткий контроль. И роль государства в этом будет определяющей.
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗОЛОТОЙ МЕРКУРИЙ" ПО ИТОГАМ 2011 ГОДА
Лучшее малое предприятие:
— в сфере промышленного производства: ЗАО "Источник плюс", Алтайский край, Бийск;
— в сфере строительства: ООО "Застройщик", Вологодская область, Великий Устюг;
— в сфере производства потребительской продукции: ЗАО "ФАЯНС", Смоленская область, Смоленский район, деревня Новые Батеки;
— в сфере услуг: ООО "Глазная хирургия Расческов", Республика Татарстан, Казань;
— в агропромышленном комплексе: ООО "Сурский картофель", Пензенская область, Шемышейский район, село Старая Яксарка;
— в сфере инновационной деятельности: ООО "Паритет", Ярославль;
Лучшее предприятие-экспортер:
— в области промышленного производства: ОАО "Казанский вертолетный завод", Республика Татарстан, Казань;
— в сфере производства потребительской продукции: ООО ГК "СПЛАТ-КОСМЕТИКА", Москва;
— в сфере услуг: ООО "НАВИГАТОР-М", Москва;
— в области международного инновационного сотрудничества: ОАО "Прибор", Курск;