Центральный "Детский мир" в Москве, он же объект культурного наследия, повергся ребрендингу. Борьбу за знаменитое название самый большой в Советском Союзе универмаг детских товаров проиграл. После окончания реконструкции здания состоится открытие "Центрального детского магазина на Лубянке". А о былом величии будут напоминать только внешние стены.
Реконструкция здания центрального "Детского мира" должна была завершиться еще в конце 2011 года, однако грянул кризис, и новым владельцем исторического строения стал банк ВТБ. Юридические трудности притормозили реконструкцию, и теперь знаменитый магазин детских товаров откроет свои двери только в конце 2013 года. Но по мнению многих тот факт, что "Детский мир" потерял свое историческое название, а вернее, даровал его сети мелких розничных магазинчиков игрушек — не самое худшее, что могло произойти с архитектурным и культурным наследием.
Деятели из Архнадзора в момент перехода здания "Детского мира" в руки управленцам из ВТБ пугали общественность рассказами о варварском уничтожении внутренних интерьеров, проект которых более полувека назад разработал архитектор Алексей Душкин. Более того, они предвещали его страшное будущее — опасались, что центральный "Детский мир" превратиться в мегамолл или обыкновенный торговый центр, коих в столице нашей родины развелось нынче, как тараканов. Но время показало, что зря активисты Архнадзора грозно трясли кулаками и призывали ВТБ к ответственности. Судьба "главного магазина для детей" решилась более благоприятно. Единственным камнем преткновения в истории его возрождения стало окутанное аурой советского детства название.
Читайте также: Бизнес по фиксированной цене
Нагрянувший в Россию капитализм показал несостоятельность решения советских властей создать в каждом городе с населением более 100 тысяч человек по универмагу товаров для младого поколения с романтичным названием "Детский мир". В начале нового тысячелетия владельцы разбросанных по российским городам "детских миров" развернули борьбу друг против друга за право гордо носить название, мертвой хваткой закрепившееся в памяти граждан нашей страны. С появлением сети магазинов "Детский мир" остро встал вопрос о праве центрального универмага носить аналогичное название.
"В целом ситуация вокруг "Детского мира" была достаточно сложной. Это связано с тем, что само здание уже не является сетью магазинов "Детский мир" с ассортиментом товаров для детей. Поэтому использовать это название новый владелец не может по законодательству. Однако у рядового потребителя этот универмаг будет ассоциироваться не с названием, а с самим местом, зданием и с теми товарами, которые там будут продаваться. Поэтому очень хорошим фактором является то, что само здание не поменяло формат, не стало ни бизнес-центром, ни торговым центром, а осталось большим детским магазином, но немножко под другим брендом", — считает старший аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов.
Однако болезненные переживания активистов Архнадзора и других представителей общественности, обеспокоенных безвозвратной утерей внутреннего интерьера, разработанного Душкиным, оказались оправданными. От грандиозного проекта прошлого века остались, как в сказке, лишь рожки да ножки. После реконструкции выживут лишь внешние стены центрального "Детского мира". Также реставраторы обещают отдать дань прошлому универмага и восстановить знаменитые буквы на фасаде, которые входят в предмет охраны здания.
Читайте по теме: "Пятерочек" укатали на "Карусели"
Что касается внутренней отделки строения, то нынешние владельцы оправдываются острой необходимостью капремонта. По их утверждениям, здание самого известного советского универмага детских товаров уже давно находилось в аварийном состоянии. Более того, изначально строительство центрального "Детского мира" осуществлялась вопреки правилам безопасности, в связи с несовершенством проекта некоторые инженерные вопросы решались прямо в процессе его строительства в 1953–1957 годах. И не всегда эти решения были верными. Считается, что вопрос о реконструкции здания был поднят едва ли не сразу же после открытия Центрального универмага, возведенного, к тому же, на неудачном рельефе и на трех фундаментах.
Когда строители приступили к демонтажу "внутренностей" универмага, они были поражены грубыми нарушениями в его конструкции. Например, кладка несущей стены была выложена из разномастных кирпичей, а колонны из бетона оказались саркофагами, где упокоились ватники, куртки, валики и опилки, показавшиеся советским зодчим подходящим строительным материалом.
С учетом вышесказанного, крыша универмага, попасть под которую мечтал каждый советский ребенок, держалась буквально на честном слове. Магазин простоял более полувека вопреки всем современным правилам строительства. За это время он успел встать в один ряд с достопримечательностями Москвы и заслужить репутацию самого удивительно и заманчивого мира для детей, полного разнообразных игрушек, книжек и одежды. А тем временем его подвальные этажи проедала коррозия - результат проникновения техногенной воды. Насквозь проржавевшие колонны начали предоставлять угрозу всему зданию, и в 2008 году его закрыли на реконструкцию.
Миновало три года, и сегодня представлен и утвержден окончательный проект "Центрального детского магазина", выполненный архитектором Павлом Андреевым, который имеет опыт работы с историческим наследием. Андреев, являющийся автором концепции восстановления Манежа и приложивший руку к реставрации помещений на территории Кремля, вернулся к истокам архитектуры здания "Детского мира". Было решено восстановить форму атриума, которой отличался советский универмаг, а также сохранить его габариты. Новый проект внушает надежду на то, что реконструкция здания самого большого и знаменитого магазина игрушек не сотрет его историю и по-прежнему будет притягивать и восхищать современных маленьких покупателей.
Это интересно: Загадка русской души — в пылесосе
"Если рассматривать данную ситуацию с глобальной точки зрения, то фактически ничего не изменилось — это как был большой детский магазин, так и остался. Это по-прежнему большое здание, в котором много детских товаров, поэтому, скорее всего, потребители даже не будут обращать внимание на то, что у магазина изменилось название", — подчеркивает Антон Сафонов.