Арбитраж Москвы не может разрешить спор "Аэрофлота" и "ВТБ 24" по поводу сбоя в системе электронных платежей, из-за которого масса людей не смогли забронировать билеты на сайте авиакомпании. Если профессионалы не могут установить, кто несет ответственность в таких случаях, то что делать обычным гражданам? Стоит ли доверять электронным платежам?
Летом 2010 года из-за хакерской атаки на серверы банка "ВТБ 24" более 9 тысяч клиентов его контрагента, авиакомпании "Аэрофлот", не смогли оформить билеты на сайте перевозчика. Теперь незадачливый партнер кредитной организации пытается добиться от нее компенсации убытков, которые оценил в 146 миллионов рублей. Банк не горит желанием выплачивать эти деньги, поскольку сам стал жертвой преступления. И, посчитав лучшей обороной нападение, вчинил авиакомпании встречный иск на 23 миллиона. Так они и препираются в суде уже почти два года.
Установлению истины не помогло даже участие в разбирательстве признавшего свою вину организатора хакерской атаки, гендиректора компании "Хронопэй" Павла Врублевского. Его интерес в этой тяжбе заключается в том, чтобы доказать: ущерб "Аэрофлота" был значительно меньше и не превысил миллиона рублей. Таким образом он надеется добиться переквалификации собственного уголовного дела. В общем, все хотят скорейшего разрешения конфликта, но воз, как писал классик, и ныне там.
Читайте также: Долгий перевод собственных денег
Ситуация и впрямь непростая. Возникает вопрос: если даже в Арбитражном суде не могут установить ответственного за сбой системы электронных платежей, то что делать обычным гражданам? Ведь с подобными проблемами сталкивались многие обладатели пластиковых карт. Правда, случай "Аэрофлота" и "ВТБ 24" действительно особый. Здесь потерпевшим в результате злонамеренных действий третьих лиц оказался поставщик услуг. А обычные граждане чаще сталкиваются со сбоями в электронных платежах, когда деньги списались, но до адресата не дошли. И тут, если плательщик не стал жертвой киберпреступников, установить виновника не так сложно. Как правило, им будет либо оператор платежной системы, или банк-партнер. Причем хакерские атаки на систему вряд ли смогут нанести прямой ущерб ее пользователям
"Так называемые хакерские атаки — это в 90 процентах случаев DDos-атаки. Для плательщиков они не несут вреда, так как в случае DDos-атаки сервис приема платежей просто не будет работать, а у плательщика не будет возможности произвести платеж по причине недоступности сервиса", — рассказал корреспонденту Bigness заместитель председателя правления "Океан-банка" Алексей Церех.
Читайте по теме: Мобильный телефон становится нашим всем
Но что делать, если платеж совершен, а деньги не поступили? Главное, как обычно, не паниковать. Если транзакция производилась через платежный терминал, то нужно попросту сохранить чек. А если деньги перечислялись через интернет, то все расчеты должны отображаться в клиент-банке. Так что здесь все ясно. Другое дело, если пользователь системы электронных платежей стал жертвой мошенников.
"Самое опасное для плательщика — это утеря пароля к личному кошельку электронных денег или, например, кража CVV/CVC кода. В случае утери CVC/CVV кода — или если вы заметили утечку средств на вашем счете, необходимо в срочном порядке обратиться в банк-эмитент и заблокировать карту. Стоит обратить внимание на то, что ваш интернет-банк не должен показывать полный номер карты и срок ее действия. Также интернет-банк для входа должен использовать разовые пароли", — отметил Алексей Церех.
Чтобы лучше защититься от происков киберпреступников, имеет смысл помнить поговорку "предупрежден — значит вооружен". Нужно соблюдать гигиену личного компьютера (устанавливать и регулярно обновлять антивирусные программы), внимательно следить за url сайта, с которого производится оплата — часто случаются подмена url сайта при полном копировании дизайна. Не следует хранить пароли в компьютере. Нужно обращать внимание на то, использует ли сайт SSL-сертификат и выходить в интернет с компьютера под учетной записью с правами пользователя, а не администратора.
Это интересно: Живые деньги миру не по карману
Сегодня оптимальный безопасный вариант — использование виртуальной карты для платежей в Сети. Это относительно новый, но прекрасно зарекомендовавший себя способ обезопасить себя от мошеннических операций в интернете — виртуальные карты выпускаются мгновенно и могут использоваться для разовых платежных операций, сохраняя при этом все плюсы и удобства использования обычных банковских карт." — резюмировал топ-менеджер "Океан-банка".