Исконно русские напитки - медовуха, сидр и сбитень - попали в опалу. Совсем скоро производители будут обязаны получить лицензию на их выпуск, однако очевидно, что многим это окажется не под силу. Ибо повышение себестоимости неотвратимо охладит пыл покупателей. И тут же транснациональная корпорация PepsiCo, которой море по колено, радостно сообщает о планах по выпуску натуральных напитков брожения в России.
Росалкогольрегулирование, видимо, очень трепетно относится к призывам главного санитарного врача Геннадия Онищенко беречь здоровье граждан. До недавнего времени пиво, сидр, медовуха и сбитень, являясь натуральными напитками брожения, не подвергались лицензированию. Однако с 1 июля все их производители будут обязаны получить злополучную бумажку, позволяющую распространять медовуху и сидр без суда и следствия. Впрочем, если Геннадий Григорьевич ограждает россиян от зарубежного бешеного скота и нитратных помидорок, то чем не угодили зампреду Комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Виктору Звагельскому и депутату Виктору Климову безвинные напитки - загадка.
И что делать производителям, знает один боженька. Ведь заполучить заветную лицензию удастся далеко не всем. Противные нормативы исключают производство сидра, сбитня и медовухи в емкостях, в которых изготавливается безалкогольная продукция. Таким образом, компании, которые летом переключаются на производство кваса, а зимой - наоборот, рискуют навлечь на себя гнев определенных органов. Поскольку поступают именно так из экономии и удешевления себестоимости продукции, что позволяет получать какую-никакую прибыль.
Читайте также: Правительство пригреет малый бизнес
Сегодня медовуху, сидр и сбитень производят небольшие предприятия вроде завода "Росъ" и "Русского Пивного Дома" в Московской области, Суздальского медоваренного завода, Сибайского молочного завода, "Медовариуса" в Ленинградской области, а также белорусского "Минского завода виноградных вин", который еще недавно чувствовал себя неплохо в рамках условий Таможенного союза. В 2011 году было произведено и импортировано 6,5 миллионов литра сидра и медовухи, что составляет 0,06 процентов от выпуска пива. А новые требования к производству сидра и медовухи убьют только начинающий формироваться рынок.
Потому что совсем скоро желающим продолжать баловать россиян сидром и медовухой необходимо будет запустить новую линию розлива, емкости для брожения, а также организовать акцизный склад. В итоге бутылочка сбитня будет стоить гораздо дороже, и выпуск натуральных напитков брожения станет экономически нецелесообразным. И на рынок придут другие напитки, постепенно вытеснив исконно русские яства.
В числе коршунов, готовых разорвать мелких и средних предпринимателей на Руси, - транснациональная корпорация PepsiCo. Судя по всему, ей уже недостаточно травить россиян газированными напитками сомнительного качества. Поэтому компания решила взять быка за рога, воспользоваться вступлением России в ВТО и вытеснить немногочисленных конкурентов. О чем, собственно, известила Роспатент.
Читайте по теме: Китай обирает западные бренды
Американцы планируют выпускать сидр, медовуху и сбитень под маркой "Русский дар", прежде известный покупателям как квас, производимый новгородской компанией "Дека". Очевидно, что имея годовой оборот в 66,5 миллиардов долларов, корпорации не составит ни малейшего труда оснастить свои производственные мощности теми самыми новыми линиями розлива натуральных напитков брожения. И тут для нее открываются небывалые перспективы. Что выберет государство: вырубку яблочных деревьев "сидровых" сортов из-за нерентабельности производства или продаст их заокеанским бизнесменам? И эта дилемма действительно непростая.
Мировой рынок безалкогольной продукции один из самых больших в мире, объем продаж - 40 процентов от общего числа напитков, а годовой оборот больше 90 миллиардов долларов. И именно олигополистические концерны - такие, как Coca-Cola, PepsiCo, Nestle, Danone и Red Bull - занимают здесь более 90 процентов. Для компаний же мелкой и средней руки барьеры входа на рынок довольно высоки. Как мы уже отметили, необходимы масштабные капиталовложения в производство продукции, в дорогую рекламу, соблюдение высоких требований к качеству и удерживание планки низких цен.
Однако теперь, когда сидр, медовуху и сбитень приравняют к водке, речь уже идет о глобализации алкогольного рынка России. И здесь у PepsiCo свои причины. До сих пор компания проигрывала своему основному конкуренту на безалкогольном рынке - концерну Coca-Cola. А сама Coca-Cola столкнулась на просторах стран-членов БРИКС с невиданным сопротивлением - местные компании не только не давали завладеть долей рынка, но и мечтали о экспансии на западные рынки.
Евгений Маврин: Экономика без границ
Теперь возможность утереть нос, как российским компаниям, так и своему главному конкуренту, очень привлекательна. И, скорее всего, от своих планов "пепсикоманы" так просто не откажутся, ведь по самым скромным оценкам экспертов, в скором времени в России на алкогольном рынке останется не более 100 предприятий. А борьба на нем развернулась между Москвой, Санкт-Петербургом и Северной Осетией.
И весь вопрос в том, смогут ли наши отечественные бренды - ОАО "Московский завод "Кристалл" и ОАО "Владалко" - подсуетиться, поглотить, слиться и, наконец, лицензировать выпуск сидра, сбитня и медовухи, чтобы поставить подножку PepsiCo. Поскольку пока они - единственные, кто может продвигать свою продукцию за границей и работать на экспорт.
Фото: Официальный сайт PepsiCo Россия